Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

Дорогие друзья!

1 апреля 2023 года наш университет отмечает свой юбилей - 65 лет с момента образования. В 1958 году был основан Пензенский инженерно-строительный институт. Конечно же, история высшего строительного образования в нашем регионе началась еще раньше. Но в качестве самостоятельного вуза мы стали действовать с 1 апреля 1958 года.

Мы начинали очень скромно: один учебный корпус, четыре кафедры и всего несколько преподавателей, обладающих учеными степенями. Но такое положение длилось недолго. Вуз активно развивался, отстраивался, укреплял свои позиции. Сегодня ПГУАС – это региональный центр архитектурно-строительной отрасли. Университет входит в число лидеров научной, образовательной и общественной жизни Пензенской области.

Университет постоянно меняется, совершенствуется соответственно требованиям времени. Но при этом вуз не забывает собственные традиции, не теряет свою уникальность. 65 лет назад Пензенский инженерно-строительный институт дал нам крепкие корни, из которых вырос замечательный современный вуз.

Дорогие друзья – преподаватели, сотрудники, студенты, аспиранты ПГУАС. Университет – это не стены аудиторий, не тропинки и заборы кампуса. Университет – это, прежде всего, мы с вами. И так было на протяжении поколений. Люди, которые работают и учатся здесь, - это залог успеха и постоянного развития вуза. Я уверен, что с таким коллективом и с такими студентами мы пройдем через любые испытания и сохраним все лучшее, что есть в нашем университете.

Поздравляю всех студентов, преподавателей и выпускников ПГУАС с юбилеем! Желаю успехов и в работе, и в личной жизни!

 

Ректор ПГУАС       С.А. Болдырев

Вечером 29 марта в актовом зале ПГУАС состоялось сразу два выступления в рамках межфакультетского конкурса «Студенческая весна – 2023». Зрителям показали волшебную сказку «Fairy Tale» и историю в жанре «подростковый постапокалипсис» «Город тлеющих огоньков».

Студенты Технологического факультета решили рассказать свою сказку довольно-таки серьезным тоном. В этой истории были святые и драконы, мертвые города и черные пустыни, древние проклятия и свежие предательства. Атмосферу дополняли эпические  стихи и мрачные пророчества, периодически звучащие со сцены. Да, в выступлении студентов ТФ имелись и шутки, но они на общем фоне ощущались как нечто неожиданное, несвойственное выбранному жанру.

«Fairy Tale» - это, по сути, волшебная сказка, рассказанная под музыку группы «Мельница». «Было у царя три сына, и послал он их за живой водой…» Классическая формула известна всем. Другой вопрос, как ее раскрыть и интерпретировать. Студенты Технологического факультета решили, что в их истории будет психологизм, внутренняя борьба и моральные дилеммы. Например, что важнее – семья или дело, которому ты посвятил всю жизнь? И действительно, что? В конце ребята из ТФ объявляют зрителю – неправильных ответов здесь нет (хотя семья все-таки немного важнее).

Что касается творческих номеров, то они у команды ТФ были довольно разнообразными. В их выступлении имелся и гимнастический номер с мячом и лентой, и  народный (ирландский?) танец, и акробатический этюд с выстраиванием человеческой пирамиды,  и  шоу с обручами. Черный бард с черной гитарой на фоне черного занавеса спела песенку, от которой веяло черной меланхолий. А завершал историю «Fairy Tale» номер в жанре «художественное слово».  

В финале ребята несколько отошли от выбранного ими серьезного тона и все вместе вышли на сцену под песню группы «Король и шут» «Марионетки»: «Вся жизнь – спектакль. Я в нем актер».

И верно, один спектакль завершился – начался другой. Корона, драконья маска, трон и гитара теперь ютятся в сторонке. А на сцене рождается новая история - «Город тлеющих огоньков» от факультета «Управление территориями».

Основу сюжета для своего выступления (а также картинку для афиши) студенты «ФаУТ» позаимствовали у фильма «Город Эмбер. Побег» - довольно средненькой подростковой ленты, в которой зачем-то снялся Билл Мюррей. И поначалу сценарий фильма разыгрывался на сцене чуть ли не дословно.  

Завязка такова: перед лицом глобальной катастрофы ученые решили спасти остатки человечества, поселив людей на 200 лет в подземном городе. Через 200 лет потомки выживших должны были открыть специальную шкатулку и следовать оставленной там инструкции, чтобы найти путь к спасению, на поверхность Земли. Но шкатулка затерялась…

Простенький сценарий первоисточника студенты постарались улучшить с помощью юмора. Например, - шутками про неуклюжие попытки главного героя делать комплименты, или сценками про сумасшедшую бабку с дрыном. От злодея студенты решили в своей истории и вовсе отказаться. В конце торжествуют любовь и  (опять) семейные ценности.

Теперь к номерам. Команда ФаУТ подготовила два очень стильных танца (одиночный и групповой), отличное художественное исполнение стихотворения, выступление ребят из «Мужицкой сборной» КВН и номер с жонглированием под куполом (потолком).

Украшением концерта стало исполнение песни «На заре» из репертуара группы «Альянс». Далеко не всякий певец способен вытянуть эту музыкальную композицию, особенно припевы. Но солистка из команды ФаУТ справилась с этим замечательно. Единственное, что могло бы сделать этот номер еще лучше, – это если бы во время исполнения песни на заднем фоне стоял бы толстяк в забавных очках и играл на синтезаторе.

Свой концерт студенты ФаУТ завершили под песню, которую уже можно считать неофициальным гимном факультета – «Сан-Франциско».

В целом, двойное выступление факультетов ПГУАС стало двойным праздником для зрителей. Сложно сказать, какая из двух команд выступила лучше. К счастью, зрителям (в отличие от членов жюри) и не нужно было выбирать победителя. Они могли просто наслаждаться выступлениями обоих факультетов.

24 марта 2023 года в Центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Пензенской области «Ключевский» завершилась профильная образовательная смена «Архитектура, градостроительство, дизайн». Как и в прошлом году, программу занятий подготовили преподаватели Архитектурного факультета ПГУАС. Они же провели уроки для одаренных детей.

В смене участвовало 30 десятиклассников из Пензы и Пензенской области. Разработкой курса занималась декан Архитектурного факультета ПГУАС Е.В. Ещина. Но в программу этого года были внесены определенные изменения. Учебная информация стала чуть проще для восприятия и получила большую творческую направленность.

Смена длилась две недели, с 13 по 26 марта. Занятия проходили в новом современном корпусе, построенном специально для «Ключевского». Кроме того, школьники во время смены приезжали в ПГУАС, знакомились с университетом, заходили в седьмой корпус к дизайнерам костюма.

Лекции и занятия для ребят вели Е.В. Ещина, доцент кафедры «Градостроительство» Н.В. Соколова, а также преподаватели кафедры «Рисунок, живопись и скульптура» - Т.В. Мотова, Е.С. Цимбалист и О.И. Рагужина. Особенно большой вклад внесла Олеся Ивановна Рагужина. Скорее всего, в будущем году преподавательница возглавит университетскую команду, организующую смену в «Ключевском».

О.И. Рагужина рассказывает: «Это была научно-творческая смена. Ребята получили задание – изучить творчество архитекторов ХХ века. Мы, преподаватели, читали для школьников лекции. Я, например, рассказывала им об архитектуре и искусстве ХХ века. А ребята проводили научное исследование и делали итоговую творческую работу».

Олеся Ивановна вела занятия в «Ключевском» и в прошлом году. Однако сравнить уровень таланта ребят двух смен для нее оказалось непросто.  «Все участники – творческие личности. И нельзя сказать, лучше они или хуже ребят с прошлого года», - говорит О.И. Рагужина.  

В пятницу 24 марта авторам лучших творческих работ вручили дипломы. А затем в «Ключевском» состоялась выставка картин и коллажей, подготовленных школьниками за время смены.

Один из участников выставки – десятиклассник Павел Брюхачёв (лицей №21 г. Кузнецка). Он самоучка, рисует уже около трех лет. И в этом году юноша решил подать заявку на участие в творческой смене в «Ключевском».

«Я впервые работал на мероприятии такого крупного формата, - рассказывает Павел. -  Здесь я узнал много нового про архитектуру.

Чтобы пройти отбор на смену, мне нужно было сделать презентацию - сообщить основную информацию о себе и прислать три-четыре удачные работы в любой жанре. Я прислал  рисунок гипсовой головы, портрет Вальтера в академическом стиле,  а также работы, которые я сделал в фотошопе на графическом планшете. Это лошадь, вставшая на дыбы, и пейзаж с летней поляной и девочкой, сидящей под деревом. Вообще я чаще всего рисую людей. Для этого мне много времени пришлось изучать анатомию.  А архитектуру я начал активно рисовать только недавно, перед сменой в «Ключевском».

На моей творческой работе изображены здания Рикардо Боффилла. Это архитектор ХХ века, он умер совсем недавно – в 2022 году. На моей картине изображены здания, созданные в период 60-80-х годов. Они относятся к направлению постмодернизм. Вообще же Рикардо Боффилл любил экспериментировать, он находил индивидуальный подход к каждой своей работе.  И после 80-х годов он отошел от направления постмодернизма.

Конкретно на моей работе изображены жилые комплексы Боффилла. Их еще называют «дворцы для бедных». Здание в центре – это «замок Кафки». Скорее всего, Боффилл вдохновлялся произведениями этого автора. На заднем фоне – здания комплекса «Вальден 7». В нем архитектор экспериментировал с модульным жильем и решал задачу, как удобно расселить большое количество людей. В здании предусмотрено очень много общественных пространств. Соседи могут встречаться и общаться там друг с другом, не выходя из дома. В целом, вид здания наводит на мысли о какой-то утопии».

Как и в прошлом году, участники смены получали темы творческих работ с помощью жребия. Но Павел Брюхачёв вполне доволен тем, что ему выпала задача сделать проект по Боффиллу. И по результатам смены работа Павла была признана одной из лучших. 

На итоговую выставку пришли преподаватели ПГУАС и сотрудники центра «Ключевский». Мероприятие посетила представитель министерства градостроительства и архитектуры Пензенской  области Ирина Николаевна Ставицкая, а также представители архитектурной общественности города (например – Леонид Владимирович Иоффе). И, конечно же, на выставку пришел ректор ПГУАС С.А. Болдырев.

Во время осмотра работ Сергея Александровича заинтересовала картина Александры Бухтуриной. Девушка рассказала ректору, что ее исследование было посвящено творчеству Хироши Накамуры. Этот японский архитектор любил в своих проектах использовать природные формы, старался аккуратно вписывать здания в естественный ландшафт. Собственно, это было видно и в творческой работе Александры Бухтуриной: изображенный на картине небольшой «терем» оказывался полускрыт за силуэтами деревьев.

***

Одной из целей творческих смен, проводимых совместно ПГУАС и центром «Ключевский», изначально была профориентация - привлечение талантливых школьников в наш университет. Елена Вячеславовна Ещина отслеживает и судьбу ребят прошлогодней смены, и траекторию участников смены нынешней: «Ребята с прошлой смены сейчас ходят к нам в вуз на курсы. Несколько девочек очень хорошо выступили на недавнем фестивале им. Татлина. Я думаю, все они практически гарантировано поступят в ПГУАС. А участников смены этого года мы пригласили на предстоящий День открытых дверей, чтобы они смогли получше познакомиться с вузом».

Руководитель центра «Ключевский» И.Д. Танасов отмечает: «Для нас очень важна та атмосфера, которую нам удается поймать в синергии Центра «Ключевский» и вуза. На мой взгляд, это уникальная штука. На другие смены мы приглашаем отдельных преподавателей высшей школы,  и они читают здесь лекции.  Но от ПГУАС выступает целая кафедра вуза, и ректор университета заинтересован в долгосрочном сотрудничестве. Вот это классно. Из этого рождается какая-то новая образовательная форма, когда дети не бояться взаимодействовать с вузовскими преподавателями. Я уверен, ребята захотят потом поступить именно в ПГУАС. Им не захочется погружаться в какую-то «холодную» историю, когда здесь есть своя «теплая» история со знакомым вузом».

29 марта 2023 года в ПГУАС состоялась встреча преподавателей и студентов Архитектурного факультета с людьми, которые много лет  занимаются изучением истории Пензенского края: Игорем Сергеевичем Шишкиным, Александром Игоревичем Дворжанским, Ларисой Викторовной Рассказовой и другими энтузиастами своего дела. Организатором и ведущим встречи выступал заведующий кафедрой «Дизайн и художественное проектирование интерьера» Владимир Петрович Герасимов.

Порядка 10-15% исследовательских работ студентов Архитектурного факультета ПГУАС непосредственно связаны с историей Пензенской области. Преподаватели университета тоже изучают эту сферу, чтобы понять, как строился наш город, каким был исторический облик Пензы, как правильно отреставрировать, восстановить старинное здание и т.д.

В то же время, наши краеведы ищут ответы на похожие вопросы, просто с другой точки зрения и с другими целями.

Получается, что архитекторы и дизайнеры ПГУАС зачастую работают на том же «поле», что и знатоки истории Пензенской области. Однако контакты между специалистами этих двух сфер на сегодняшний день не носят системного характера. Встреча в ПГУАС стала попыткой познакомить архитекторов и краеведов, чтобы представители каждой стороны поняли, чем они могут быть друг другу полезны и интересны.

И.С. Шишкин называет себя не столько краеведом, сколько популяризатором пензенской истории. У Игоря Сергеевича есть большой архив фотографий и сведений об истории Пензы. Этой информации он охотно делится. Шишкин выпустил 32 книги-альбома с фотографиями Пензы. Из этих книг две посвящены улицам нашего города. И по частным исследовательским запросам И.С. Шишкин тоже готов предоставлять имеющуюся у него информацию.  

А.И. Дворжанский специализируется на изучении истории пензенских улиц и культовых сооружений. Александр Игоревич рассказал, как непросто бывает найти нужную информацию в архивах,  о том, что к хранению данных не всегда относятся надлежащим образом. Однако, если повезет, то пензенских хранилищах документов можно отыскать сведения не только о дате строительства  общественных зданий, но и о частных домах.

Л.В. Рассказова в последнее время занимается восстановлением истории усадеб Пензенского края. Правда, для архитекторов ее изыскания не всегда могут быть полезными. Ведь возведение усадеб, как правило, было делом частным. Поэтому никаких чертежей при их строительстве обычно никто не составлял и не хранил. А архитекторов чаще всего интересуют именно чертежи и схемы.

Все краеведы сообщили, где можно найти ссылки на их работы, фото-архивы, изданные книги. Большая часть информации доступна всем желающим и интересующимся.

Все указывало на то, что исследователи пензенской истории вполне готовы сотрудничать с преподавателями  и студентами ПГУАС.

В финале встречи, которая продолжалась около двух часов, представители университета обменялись контактами с краеведами. И уже после окончания  основного мероприятия некоторые из гостей нашего вуза задержались, чтобы подробнее обсудить с сотрудниками и обучающимися ПГУАС возможные варианты сотрудничества, будь то консультации, информационный обмен или совместное написание монографий.

Международная общественная организация по соблюдению этики предлагает Кодекс Социальной Этики, благодаря которому повышается общественное взаимодействие, а также вклад в развитие этики.

Этика объединяет общество. Способствует установлению мирных и дружеских отношений. Ведёт к всеобщему прогрессу, утверждению принципов справедливости и гуманизма во всём мире.

Подробно ознакомиться с Кодексом можно по ссылке

https://inpeo.org/ru/departament-socialnoj-jetiki/

#ПГУАС

#ПГУАС_территория_будущего
#ПГУАС_мы_строим_будущее
#ПГУАС65лет
#ЮбилейныйгодвПГУАС

картинка на сайт