Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

24 апреля 2024 года в ПГУАС прошли две студенческие научные конференции. Они завершали программу Международного форума «Наука молодых – интеллектуальный потенциал XXI века».

Конференция, посвященная прикладным и фундаментальным наукам, проходила в конференц-зале университета. Одновременно с ней во втором корпусе ПГУАС шла работа секции физики и химии. Всего в заключительный день форума «Наука молодых» было представлено более 20 докладов.

На конференции, организованной кафедрой «Физика и химия», выступали первокурсники, делающие свои первые шаги в науке. Поприветствовать студентов и пожелать им удачи пришли декан Института инженерной экологии А.С. Кочергин, заместитель заведующего кафедрой «Физика и химия» О.А. Захаров, заместитель проректора по науке М.С. Акимова. Александр Сергеевич напомнил ребятам о том, что на рынке труда сегодня чрезвычайно востребованы специалисты с техническим образованием, с глубокими знаниями естественных наук. Мария Сергеевна отметила, что доклады по физике и химии, которые звучат на данном форуме, вызывают традиционный интерес не только у студентов, но и у преподавателей. А Олег Александрович  призвал ребят смело идти вперед по пути науки, невзирая на возникающие трудности.

Работа секции начиналась с докладов, освещавших фундаментальные и даже философские вопросы. Например, Дарья Ярыгина рассказывала о двух видах материи – поле и веществе, различия между которыми в определенной степени стираются на уровне микромира. А Дарья Осипова сделала доклад о движении как способе существования материи.

Постепенно студенты переходили от фундаментальных вопросов к более насущным. Так, два доклада были посвящены проблемам и ошибкам, из-за которых в городах разрушаются здания. Арина Максяшева проанализировала пензенский негативный опыт подобного рода, рассказав, в частности, про обрушившийся дом на ул. Ударной и про плохой фундамент строений в микрорайоне «Заря». Обозначив причины всех этих разрушений, Арина отметила, что в каждом случае строительные недочеты были выявлены жильцами, а не сотрудниками управляющих компаний.

Студент Михаил Киселев сделал доклад на похожую тему, но  в качестве примера был рассмотрен жилой дом в г. Тула. Эта многоэтажка стала разрушаться из-за деформации фундамента, которая в свою очередь возникла из-за плохо проведенных инженерных изысканий - на раннем этапе не были учтены особенности местных грунтов.

На конференции по вопросам прикладной и фундаментальной науки выступали более опытные студенты. Многие из них уже готовятся защищать свои дипломные работы. Поэтому доклады этой секции в значительной мере  были созданы по результатам уже прошедших практик и проведенных исследований.

Сразу два доклада раскрывали преимущества такого простого, но действенного метода, как гистограмма. Анна Завьялова пользовалась этим способом для анализа состояния производства труб, а Диана Крамар применяла гистограмму как инструмент контроля качества при создании электрических жарочных шкафов.

Дана Макарова проводила свое исследование совсем в другой области науки. Студентка анализировала демографические характеристики Бековского района. Плотность населения на данной территории оставляет около 18 человек на квадратный километр. Смертность там значительно превышает рождаемость, показатели миграции тоже отрицательные (из района идет отток населения в крупные города). В связи с неутешительными прогнозами Дана разработала ряд рекомендаций для Бековского района, одна из которых – создание на этой территории новых рабочих мест с привлекательной зарплатой.

Милана Филинова презентовала результаты своих разработок известкового состава, который можно применять для реставрации старинных зданий. Это известная проблема: для восстановления строений 16-18 веков можно использовать только материалы на основе извести, чтобы сохранить исторический облик сооружений. Но такие составы очень недолговечны. Милана предлагает для увеличения сразу нескольких характеристик составов (в том числе и их долговечности) добавлять к основным ингредиентам полисахариды. Получившееся покрытие прослужит дольше, а внешне оно не будет заметно отличаться от оригинального материала, который использовался  в 16-18 веках.

В заключительный день форума докладчикам было задано огромное количество вопросов, уточняющих детали и проверяющих глубину знаний. Студенты, как правило, хорошо отвечали на такие вопросы, подтверждая владение темой исследования.

В нашем университете дан старт Международному научному форуму «Наука молодых – интеллектуальный потенциал XXI века». 23 апреля 2024 года в рамках форума были представлены доклады секции «Управление в социальных и экономических системах». В мероприятии участвовали не только студенты, но и преподаватели Института цифрового управления.

 На открытии конференции ее участников приветствовали модераторы - к.э.н., доцент Ольга Анатольевна Сазыкина и к.э.н., доцент Марина Витальевна Черниковская. Преподаватели высказали пожелание, чтобы студенты на научном форуме проявили такую же выдающуюся активность, какую проявляли на творческих мероприятиях.

Выступления на конференции решено было представлять в порядке возрастания: первые доклады делали младшекурсники, последние – выпускники-магистранты. Каждому выступающему давалось по 10 минут, включая время на обсуждение.

Открывал работу форума доклад Анастасии Арбековой. Студентка рассказывала об инвестициях в человеческий капитал. Анастасия отметила, что в современном обществе наблюдается дефицит кадров, способных эффективно действовать и развиваться в условиях цифровой экономики. По результатам проведенного исследования девушка приходит к выводу, что при развитии человеческого капитала государство сегодня делает акцент на сферу образования.

Полина Недопекина изучала особенности рынка труда в России. Студентка выяснила, что в последние десятилетия численность безработных в стране сократилась в 3 раза. Однако эта тенденция имеет не только положительные стороны. Еще одно важное направление в исследуемой сфере – это постепенное замещение некоторых рабочих мест роботами, искусственным интеллектом и прочими продуктами технического прогресса. Полина полагает, что угроза такого замещения особенно велика для водителей, кассиров и кладовщиков.

Софья Ерофеева сосредоточилась на более узкой теме – особенностях безработицы в Пензенской области. Согласно полученным данным, уровень занятости в регионе в последние годы повышается. Зарплата пензенцев тоже растет: за 6 лет она увеличилась на 66%. При этом самые востребованные в области профессии (такие, например, как водитель, уборщик) далеко не всегда являются еще и самыми высокооплачиваемыми.

Изучая гендерные особенности управленческой деятельности, Виктория Мысина сделал общий вывод – количество женщин-руководителей с годами растет. Студентка также рассказала о некоторых типажах женщин-начальниц. К примеру, суровые «железные леди», придающие наибольшее значение дисциплине и выполнению работы, по своей манере руководства прямо противоположны «светским львицам», которые используют собственную женственность, чтобы манипулировать сотрудниками.

Ольга Стионова провела анкетирование среди студентов, чтобы исследовать их предпринимательские способности. Опрос показал, в частности, присущи ли обучающимся ИЦУ такие полезные для бизнесмена качества, как креативность, аналитические навыки и уверенность в себе. Кроме того студенты при анкетировании рассказали о том, что мешает им заниматься предпринимательской деятельностью. Чаще всего в качестве препятствий назывались отсутствие стартового капитала и опасения «прогореть».

Алла Щербакова исследовала тему развития гибких навыков для повышения конкурентоспособности на рынке труда. Студентка рассказала о том, что помогает тренировать и улучшать свои «софт-скиллз» (универсальные, личностные навыки) на примере собственного опыта участия в конкурсах «Большая перемена», «Твой ход» и т.д. По мнению Аллы, к числу наиболее важных качеств относятся лидерские и коммуникативные навыки.

Вопрос о том, насколько способны современные студенты самостоятельно обеспечивать свои финансовые потребности, изучала Амина Агишева. Согласно результатам проведенного ею опроса, для большинства обучающихся ИЦУ основным источником средств все-таки являются их родители. Амина полагает, что повышение уровня финансовой грамотности среди студентов поможет им научиться самостоятельно обеспечивать себя.

Эту тему продолжила следующая выступающая конференции – Анна Шашкина. Студентка предложила несколько конкретных шагов для повышения финансовой грамотности студентов в университете. Для этого Анна рекомендует организовать в вузе  соответствующие курсы, проводить тематические игры, квесты и олимпиады. При этом  было бы полезно привлекать к такой деятельности специалистов со стороны – представителей банковской, инвестиционной и других сфер.

Виктория Ланченкова сделала доклад на тему «Способы выявления и оценки кадровых рисков на производственном предприятии». Свое исследование она провела в компании «Биосинтез» с помощью метода экспертного опроса. Выявив внешние и внутренние риски компании, Виктория сделала ряд предложений по их снижению. Руководству фирмы предложено подумать над повышением лояльности сотрудников и над совершенствованием критериев подбора персонала.

Завершающий доклад первого дня форума сделал Роман Лапин. Магистрант изучал корпоративную культуру на примере одного из пензенских предприятий. Роман отметил, что сегодня организации вынуждены действовать в ситуации дефицита квалифицированных кадров, когда фирмам приходится бороться за каждого сотрудника. Повышать зарплату до бесконечности не получится, а значит, нужно задействовать и другие методы мотивации. Студент полагает, что привлекательная корпоративная культура становится  для многих людей важным фактором при выборе места работы. Компонентами такой культуры могут стать, например, совместные мероприятия для сотрудников, компенсация проезда и обедов, наличие у фирмы собственной истории или героев и т.д. Роман Лапин разработал ряд рекомендаций и мероприятий для фирмы, которую он изучал. Корпоративную культуру в ней можно улучшить, например, определив миссию фирмы, или придумав для нее маскота. Кроме того, согласно результатам исследования, сотрудники хотят большего либерализма в отношениях между начальниками и подчиненными.

Докладчикам за время конференции было задано немало вопросов. К примеру, может ли участие в творческих мероприятиях университета помочь студенту в поиске работы? Или - не наблюдается ли в образовании перекос в сторону развития «софт-скиллз» вместо «хард-скиллз»? А иногда у докладчиков интересовались их личным мнением по поводу представленной темы.

В завершении конференции всех ее участников наградили памятными сертификатами. 

18 апреля 2024 года в ПГУАС прошли финальные испытания конкурса «Молодой преподаватель вуза». Одиннадцать соискателей соревновались друг с другом на этапах «Я – преподаватель высшей школы» и «Конкурс-сюрприз». А затем жюри подвело общие итоги, объявив победителей и призеров.

Заключительный этап конкурса «Молодой преподаватель вуза» проходил в актовом зале блок-вставки ПГУАС. Почти все места были загодя заняты болельщиками и группами поддержки конкурсантов из 6 пензенских вузов. Разумеется, соискателей из ПГУАС также пришли поддержать их студенты и коллеги. Напомним, что в этом году в профессиональном соревновании наш вуз представляли Мария Анатольевна Светалкина и Екатерина Сергеевна Гущина.

После приветственных слов от ректора ПГУАС С.А. Болдырева,  президента ПГУ В.И. Волчихина и заместителя председателя областной орогаизации профсоюза работников образования И.Н. Утемишева начались финальные испытания. Конкурсанты рассказывали о себе и своей работе в рамках этапа-самопрезентации «Я – преподаватель высшей школы». Каждый участник нашел свой способ представить себя. Некоторые конкурсанты заранее подготовили видеоролики о своих достижениях и педагогических ориентирах. Другие предпочли лично рассказать о себе со сцены, просто так или под музыку. Кто-то выступал самостоятельно, а кто-то привлекал к презентации своих студентов.

Очень многие преподаватели использовали в представлении тему семьи (2024 год объявлен в России годом Семьи). Такой подход выбрала и Е.С. Гущина, старший преподаватель кафедры «Градостроительство» ПГУАС. «В моей жизни есть много семей, - рассказывала Екатерина Сергеевна. - Первая – моя родная семья. Мой супруг и мои дети – это тоже мои творческие проекты. Вторая семья – студенты. Они каждый раз ждут меня на занятиях. И каждый раз я влетаю в аудиторию в сладком предвкушении – как же мы сегодня поработаем, покреативим! Третья семья – научная, где я открываю свои новые горизонты. И, конечно же, у меня есть большая университетская семья, мои коллеги. Они искренне переживают за меня и всегда готовы помочь в самых сложных и непредсказуемых ситуациях».

Конкурс-сюрприз был призван проверить умение соискателей импровизировать, быстро ориентироваться в новой обстановке. Поэтому точные условия этого этапа были объявлены участникам в самый последний момент. Преподавателям предлагались цитаты знаменитых педагогов, и нужно было вдумчиво, обосновано, но оперативно  прокомментировать эти высказывания.

Наконец, все испытания остались позади. Пока члены жюри совещались и подводили окончательные итоги,  конкурсанты получали грамоты за хорошую подготовку, старание, волю к победе и активное участие в профессиональном соревновании. Вручал их председатель пензенского отделения Всероссийской организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов А.И. Цыкалов. Анатолий Иванович отметил: «С каждым годом конкурс становится все интереснее и интереснее. Уверен, что педагоги, выступавшие в этом конкурсе, получили определенный опыт проведения занятий, приобрели новых друзей. Я благодарен членам жюри за то, что они проявляли непредвзятость  при судействе и помогали конкурсантам во время испытаний».

Награды от профсоюза в этот день получали не только конкурсанты. Из представителей ПГУАС были отмечены следующие сотрудники. Медалью за активную наставническую деятельность награждена Елена Александровна Белякова. За активную деятельность по оказанию помощи ветеранскому движению, за укрепление дружбы, сотрудничества и взаимопонимания памятную медаль вручили Юлии Владимировне Кирюшиной.

Все конкурсанты были поощрены почетными грамотами от министерства образования Пензенской области.

Преподавателям ПГУАС не удалось повторить прошлогодний успех и выиграть профессиональный конкурс. Тем не менее, они достойно представили свой университет и стали победителями в дополнительных номинациях. Екатерина Сергеевна Гущина получила награду в номинации «Путь к вершинам мастерства». А Мария Анатольевна Светалкина победила в номинации «Воспитание профессионалов».

И лучшим молодым преподавателем вуза Пензенской области по результатам конкурса была объявлена Юлия Александровна Дианова из ПензГТУ.

 «Вы все – большие молодцы, – обратился к участникам конкурса ректор ПГУАС Сергей Александрович Болдырев. – Я думаю, теперь каждый из вас может просить у своего руководства двойную зарплату. А я хочу искренне всех вас поздравить. Мне было очень приятно наблюдать за вами во время конкурса – насколько вы все особенные, насколько вы все открытые».

19 апреля 2024 года в нашем вузе были поведены итоги конкурса сочинений. В этом творческом соревновании участвовали дети преподавателей и сотрудников ПГУАС. Организатором конкурса выступил профком работников университета.

Напомним, этой весной дети сотрудников вуза уже участвовали в творческом конкурсе – конкурсе рисунков. Сразу после подведения его итогов ребятам предложили новое задание. Им предстояло написать о том, как они помогают родителям во время своих весенних каникул. Всего в этом испытании участвовали шестеро детей.

Инициатор проведения конкурса, специалист по учебно-методической работе ЦКиМП Сергей Николаевич Алёнкин рассказывает: «Чтобы ребята отдохнули с пользой, мы дали им для сочинения тему «Каникулы добрых дел». Дети должны были написать, чем они занимались, как помогали родителям. Ребята справились с заданием. Они написали, как поливали цветы, как пекли блины – кто что делал. Мы подвели итоги конкурса. Все участники и их родители были награждены дипломами и ценными подарками от профкома».

Вероятнее всего, ближе к лету профком ПГУАС объявит новый конкурс для детей. На этот раз - конкурс поделок.

С 16 по 18 апреля 2024 года в ПГУАС проходила студенческая олимпиада по направлению подготовки «Строительство», профиль «Теплогазоснабжение и вентиляция». 18 апреля для конкурсантов были организованы практические занятия и мастер-классы, а после состоялось награждение победителей.

С главным испытанием олимпиады – тестированием – студенты справились еще накануне, 17 апреля. И пока члены жюри завершали проверку работ и подводили итоги, обучающиеся из восемнадцати российских вузов закрепляли на практике свои знания по теплогазоснабжению и вентиляции.

Мастер-классы для студентов подготовили крупные предприятия, выступавшие стратегическими партнерами ПГУАС на данной олимпиаде. 18 апреля будущие магистры и бакалавры узнали о масштабных инженерных проектах, осуществляемых в Пензе,  научились делать теплоизоляцию труб, разобрались в правилах и важных особенностях установки вентиляционного оборудования.

Церемония награждения призеров и победителей олимпиады состоялась после обеда. Поздравить ребят пришел ректор ПГУАС С.А. Болдырев. Сергей Александрович еще раз напомнил студентам о важности подобных мероприятий – о том, какие прочные связи возникают между участниками олимпиад за время живого общения.

Директор Пензенского филиала ПАО «Т-Плюс» Игорь Викторович Кузьмичёв  сказал участникам олимпиады: «Вы все уже победили, потому что выбрали для себя путь инженера. Он сложнее, чем гуманитарный. Зато он расширяет горизонт ваших возможностей до бесконечности. Инженерный путь дает умение творчески мыслить, учит использовать нестандартные подходы к решению поставленных задач».

Руководитель департамента региональных отношений холдинга «ВЕЗА» Дмитрий Андреевич Платов подтвердил мысль своего коллеги: «Перед вами, ребята, открыты все двери. Вы можете все. Вы молоды, вы амбициозны. Дерзайте и не останавливайтесь на достигнутом!»

Награждал призеров олимпиады проректор по учебной работе ПГУАС Сергей Александрович Толушов. Помимо основной номинации конкурса, жюри выделило несколько дополнительных. Поэтому заслуженные награды получили десятки обучающихся. Призы отличившимся участникам дарили не только представители университета, но и партнеры вуза.

В этом году студенты ПГУАС впервые смогли войти в число победителей этой международной олимпиады. В основной номинации магистрант Рахима Куряева заняла 1 место, магистрант Елена Журавлёва – 3 место. В дополнительной номинации «За оригинальное решение практических и теоретических вопросов» 1 место заняла студентка Арина Капитурова.

В соревновании среди будущих бакалавров главным победителем 2024 года стал представитель Екатеринбурга.

Мы поздравляем команду ПГУАС с отличными результатами на олимпиаде, а сотрудников кафедры «Теплогазоснабжение и вентиляция» – с успешным проведением столь ответственного мероприятия.