Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

Серия встреч и мастер-классов прошла 14 февраля 2024 года в ПГУАС в рамках фестиваля им. Татлина. Студенты и школьники получили сведения, которые помогут им не только на олимпиадах, но и в сфере профессиональной самореализации.

Встречу с участниками фестиваля провела Анастасия Михайловна Успенская. Гостья из Москвы преподает в МАРХИ, занимается проектами, призванными помочь молодым архитекторам. Помимо фестиваля им. Татлина, А.М. Успенская во время своего первого визита в Пензу посетила еще несколько мероприятий. В частности, она в неформальной обстановке встретилась и пообщалась  с представителями архитектурного сообщества нашего города.

Выступая перед участниками «Татлин-феста» Анастасия Михайловна рассказала о своей работе по созданию единого пространства для общения и обмена опытом молодых специалистов в сфере архитектуры. В идеале, каждый выпускник профильного вуза, каждый начинающий специалист, приезжая в новый город, должен иметь возможность сразу же найти «свой круг». Для этого в виртуальном и реальном мире нужно создавать общее пространство для общения архитекторов, для формальной и неформальной деятельности архитектурного сообщества. Примерно эти задачи и решает сегодня проект ВАСА (Всемирная ассоциация студентов-архитекторов), одним из инициаторов которого стала А.М. Успенская.

Отвечая на вопросы, Анастасия Михайловна рассказала будущим абитуриентам об особенностях поступления в отдельные вузы, о деятельности Союза архитекторов, о том, как легко и успешно войти в профессию.

Мастер-класс, который провела старший преподаватель кафедры «Основы архитектурного проектирования» ПГУАС М.А. Берсенева, носил куда более прикладной характер. Марина Александровна рассказывала участникам фестиваля, как успешно пройти испытания олимпиады по композиции в архитектуре. На мастер-классе были разобраны примеры заданий, озвучены самые частые ошибки.

М.А. Берсенева дала ребятам несколько полезных рекомендаций: при создании композиции следить за чистотой рисунка (на грязь эксперты всегда обращают внимание), при использовании эскизов – выделить для них отдельное место, но на том же основном рабочем листе, и т.п.

Старший преподаватель кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера» Елена Владимировна Матюшина провела мастер-классы по композиции в дизайне и по графике в дизайне. Учитывая то, что олимпиада по графике была запланирована на следующий день, занятие вызвало заметный интерес у участников фестиваля.

Во время мастер-класса Е.В. Матюшина продемонстрировала, как создавать гармоничные композиции из простых фигур – кругов, треугольников, прямоугольников; пояснила, где должен находится центр композиции и т.д.

 

14 февраля 2024 года представители федеральной команды Всероссийского студенческого проекта «Твой Ход» провели в ПГУАС большую презентацию. Ее участниками стали более 500 обучающихся из нашего университета, из ПензГТУ, Пензенского ГАУ, колледжа архитектуры и строительства.

Команда, которая занимается популяризацией Всероссийского конкурса «Твой Ход», далеко не в первый раз приезжает в наш университет. И, надо сказать, студенты ПГУАС охотно участвуют в данном проекте. Уже несколько обучающихся нашего вуза стали получателями грантов «Твой Ход» и реализовали свои задумки. Среди недавних победителей - Юлия Колесникова и Елизавета Брюханова.  

В этом году  в проекте «Твой Ход» есть некоторые новшества.  Например, специально для первокурсников был придуман трек «ПервопроХодец». Он в значительной степени направлен на  адаптацию начинающих студентов. Трек помогает им заявить о себе. Желающим принять участие в данном конкурсе следует поторопиться - до окончания подачи заявок осталось около недели.

Основным треком проекта «Твой Ход»по-прежнему можно считать трек «Делаю». Заявки на участие можно подавать до 11 марта. А главным призом данного конкурса является 1 миллион рублей, который выдается победителям на реализацию их интересных идей и социально значимых проектов. Планируется, что в этом году такой грант получат 200 человек со всей России.

В рамках регионального тура команда «Твоего Хода» организовала мастер-класс.На занятии студентам рассказывали, как правильно оформить заявку наконкурс, чтобы точно выиграть его и получить свой миллион.

О конкурсах и других возможностях «Твоего Хода» можно узнать на сайте проекта и в социальных сетях.

Проект «Твой ход»  реализуется Федеральным агентством по делам молодежи.

 

13 февраля 2024 года в областной библиотеке им. Лермонтова состоялось открытие XXI Международного фестиваля архитектурно-художественного творчества учащейся молодежи и школьников «Татлин».

В этом году у конкурса вновь юбилей. Самые первые олимпиады имени В.Е. Татлина прошли в Пензе в 2004 году, 20 лет назад.

Выступая на открытии фестиваля, ректор ПГУАС С.А. Болдырев заметил: «Никто 20 лет назад не думал, что конкурс станет для нас традиционным. Никто не задумывался о его будущем. Организаторы просто сделали новый конкурс для творческих детей. А он не только укоренился в Пензе, но и распространился на всю страну».

В 2024 году фестиваль вновь подтвердил свой международный статус. Помимо участников из России, в конкурсах и выставке принимают участие представители Алжира, Конго, Казахстана, Монголии, Ливана и Эфиопии. За победы в олимпиадах борется молодежь из 26-и регионов нашей страны.

Интерес к фестивалю не ослабевает. В этом году количество присланных на конкурс заявок было почти таким же, как и в рекордном 2023-м, - 973. До финала дошли примерно две трети претендентов - 633 человека.

Выполнять задания олимпиад непосредственно в Пензе станут 298 школьников. В основном это старшеклассники. А ученики восьмых и девятых классов будут, как и в прошлые годы, участвовать в фестивале заочно.

Перед началом церемонии открытия конкурса-олимпиады им. Татлина гости и участники познакомились с выставкой творческих работ. Помимо детских рисунков и поделок там были представлены и работы студентов ПГУАС – дизайнерские, архитектурные, художественные.

Фестиваль открывался ярко. Первыми на сцену вышли юноши и девушки в костюмах, созданных студентами ПГУАС направления «Дизайн». Этот модный показ стал не просто демонстрацией творческих способностей нашей молодежи – он сразу задавал праздничный, новаторский тон всему фестивалю.

Затем настало время приветственных речей и поздравлений. Ректор ПГУАС Сергей Александрович Болдырев обратился к юным участникам фестиваля: «Двадцать лет подряд мы смотрим на ваши работы. Казалось бы, для нас  все это давно должно было приесться. Но все равно каждый год мы смотрим и удивляемся – вы привозите все новые и новые работы с новыми идеями.

Я могу с уверенностью сказать – этот конкурс будет продолжаться в любом случае. Потому что каждая идея, которая действительно идет от души, имеет право на существование.  А конкурс имени Татлина – это наглядный пример задумки, идущей от души».

На открытие фестиваля пришла и заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Пензенской области Светлана Владимировна Круглова: «Нельзя найти слов, чтобы выразить наш восторг от того, что мы здесь увидели. Я хочу сказать, что на этом фестивале, наверное, не будет побежденных. Вы все уже победители потому, что участвуете в этом конкурсе. Я желаю каждому из вас успехов в творчестве. Все в ваших руках!»

Ректор института регионального развития Пензенской области Геннадий Николаевич Белорыбкин призывал участников конкурса почувствовать себя революционерами, как Татлин: «В ваших руках, в ваших ладонях, в ваших головах сегодня находится будущее не только нашей страны, но и всего мира. Мы с вами живем в редкий исторический момент. Старый мир рушится. Новый мир еще неизвестно что будет собой представлять. Но он будет таким, каким его создадите вы».

Главным социальным партнером фестиваля им. Татлина в этом году выступила СГ «РИСАН». Руководитель отдела маркетинга строительной группы Сергей Александрович Воронин, выступая перед конкурсантами, сказал: «Мы третий год поддерживаем «Татлин-фест». Это все-таки фестиваль про людей. Поэтому давайте поаплодируем его участникам. Вы все – молодцы. Продолжайте нас удивлять, будьте инноваторами, меняйте облик нашего города и страны».

Главный момент церемонии - торжественное открытие - проходил по знакомой, отработанной годами схеме. Младшеклассники в головных уборах, символизирующих башню Татлина, передали организаторам и высоким гостям фестиваля ножницы. Этими ножницами была перерезана символическая красная лента. Вместе с представителями старшего поколения  фестиваль открывала и юная участница олимпиады -  Лада Сокова, ученица 10-го класса Лицея архитектуры и дизайна №3.

Организаторы церемонии подготовили для зрителей и концертную программу. На открытии выступали талантливые студенты ПГУАС: танцевальный коллектив «EsTerra», участница цирковой студии Алина Шилова, вокалистки Анастасия Аникина, Елизавета Кулагина и Алина Чуфистова.

Фестиваль проходит при поддержке Союза архитекторов РФ, Министерства образования Пензенской области. Главными организаторами традиционно выступают ПГУАС и Лицей архитектуры и дизайна №3.

Очная часть конкурса продлится до 16 февраля. И все это время в библиотеке будет работать выставка творческих работ школьников и студентов, участвующих в фестивале.

13 и 14 февраля 2024 года в ПГУАС проходили первые конкурсные испытания XXI Международного фестиваля им. В.Е. Татлина. В эти дни школьники и студенты участвовали в олимпиадах по рисунку и по композиции в архитектуре.

Первые олимпиады стартовали еще до официального открытия фестиваля. 13 февраля ученики десятых классов демонстрировали свои навыки рисования. А 14 февраля похожие испытания проходили одиннадцатиклассники. Всего в олимпиадах по рисунку в этом году приняло участие 162 школьника. Чтобы разместить всех желающих, потребовалось задействовать четыре учебных аудитории.

Олимпиады по рисунку чем-то напоминают весну, процессы цветения. Сначала лист бумаги словно покрыт белым снегом. Постепенно на нем появляются первые намекающие черточки. А уже через час под карандашами школьников распускаются, словно цветы, лица античных богов. Десятки «цветов», и все – разные.

Рисунок головы – один из наиболее сложных конкурсов. Поэтому работали ребята в основном молча, сосредоточенно. У каждого второго – наушники, помогающие отгородиться от всего внешнего.

Иногда преподаватели ПГУАС давали общие советы участникам. К примеру, заведующий кафедрой «Рисунок, живопись и скульптура» Н.Г. Ли ближе к концу олимпиады напоминал ребятам: «Всегда важно вовремя остановиться». Порой художник пытается раз за разом улучшать свой уже готовый рисунок, и в итоге только портит его.

На олимпиаду отводилось четыре часа, но многие ребята заканчивали свои работы пораньше. Тем более что в программе фестиваля, помимо конкурсных испытаний, есть много других интересных мероприятий.

Кроме школьников, в олимпиадах по рисунку участвуют и студенты. 14 февраля данное испытание проходили обучающиеся третьего и четвертого курсов. Им нужно было проявить не только мастерство, но и фантазию, работая над темой «Города будущего». В данной олимпиаде приняли участие студенты из Пензы и Ульяновска.

Одним из самых популярных конкурсов второго дня фестиваля стала олимпиада по композиции в архитектуре. Студенты первого и второго курсов работали с цветом и формой, создавая композиции на тему «Взрыв сверхновой звезды».

12 февраля 2024 года в седьмом корпусе ПГУАС состоялась презентация коллекции старинной одежды фольклориста Татьяны Стаильской. С историей русского народного костюма познакомились студенты направления «Дизайн», а также иностранцы, обучающиеся в нашем университете на курсах русского языка. 

Студенты ПГУАС, углубленно изучающие дизайн костюма, нередко занимаются реконструкцией старинной одежды народов России. Теперь у ребят появился уникальный материал для новых исследований. Ведь преподаватели кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера» познакомили студентов с коллекционером народных костюмов и иных объектов народного творчества.

Участниками встречи с Татьяной Стаильской стали и иностранные граждане, обучающиеся в нашем вузе. Юноши и девушки из Алжира, Конго и Чада пришли, чтобы познакомиться поближе с русской культурой. Посетить данное мероприятие помогла им к.ф.н., доцент кафедры «Иностранные языки» Ольга Сергеевна Милотаева.

Когда студенты пришли в зал для презентаций седьмого корпуса, там уже были выставлены русские платья и рубахи, головные уборы, украшения, платки, образцы тканей. Перед началом беседы ребята могли подробно познакомиться с данной коллекцией, попробовать ее на ощупь. 

«Я являюсь собирателем и хранителем старины,  - представилась студентам Татьяна Стаильская. - Все, что вы здесь видите,  - это плод многолетней работы. Коллекция собиралась мной и моей семьей. Мы часто ездим в экспедиции. Наша задача – не просто собрать, изучить и сохранить, но еще и показать костюмы и предметы старинного быта молодому поколению, чтобы вы понимали – это наша история, история нашей культуры».

Почти все предметы в представленной коллекции – это подлинники, созданные вручную. Татьяна Стаильская рассказала истории появления некоторых элементов костюма в своей коллекции. При этом она отметила, что такая одежда, сделанная вручную и долгое время хранящаяся в семье, бывает очень сильно связана с личностью своего владельца и создателя. Это совсем не то, что предметы массового производства, - по старинному костюму порой можно определить судьбу человека, узнать о его жизни.

Большинство экспонатов, показанных в ПГУАС, были созданы в девятнадцатом веке. В те времена для русского крестьянина (и тем более крестьянки) костюм в какой-то степени был аналогом паспорта. По элементам одежды можно было узнать даже статус человека. Татьяна Стаильская: «Например, идет женщина вот в таком костюме, и все вокруг понимают, что она ждет мужа с войны. Потому что есть определенные знаки. В частности, этот бардовый цвет, этот сатин – они указывают на печаль. Ведь у женщины-солдатки был определенный статус: ее мужа нет рядом, а значит, она не защищена. Поэтому в семье у такой женщины было незавидное положение. Ее часто не сажали за общий стол, поручали самую тяжелую работу».

Вообще народный костюм наполнен символикой, прошедшей через столетия. В Черноземье, в центральной России крестьяне, как правило, занимались земледелием. Отсюда и значение символов на платьях. К примеру, клетка на юбках-понёвах символизирует распаханную землю. Красный цвет праздничных нарядов – это  символ солнца. Другие солярные элементы служили украшением декоративных элементов.

Татьяна Стаильская рассказала студентам о том, как и из чего создавали материалы для платьев, о региональных отличиях в костюмах. Для более наглядной демонстрации головных уборов, в том числе и богато украшенной бисером «сороки», хранительница старины пригласила несколько девушек из числа зрителей.

Как правило, в запасах одной крестьянской семьи имелось несколько очень разных костюмов. Татьяна Стаильская: «Женщины готовили для себя много одежды. Например, когда у меня бабушка выходила замуж, у нее было 12 нарядов. Она мне объясняла: «Как же без этого? Мне надо ходить в гости. Обязательно должно быть много будничной одежды. Обязательно нужна праздничная одежда. Нужно платье, чтобы ходить в церковь». Бывало даже, что одежду шили себе специально для некоторых праздников. Поэтому с ноября и в зиму женщины делали много нарядов, чтобы потом весь год спокойно заниматься натуральным хозяйством и не думать о том, что надеть. А когда девушка выходила замуж, она должна была приготовить еще больше одежды, в том числе и рубашки для будущего мужа. А ведь мужчинам нужно было много костюмов. Их одежда быстро изнашивалась во время повседневной работы. Поэтому и у меня в коллекции мало мужских костюмов – они плохо сохраняются».

Тем не менее, несколько мужских рубах Татьяна Стаильская принесла на презентацию в ПГУАС. Чтобы лучше понять, как эта одежда смотрится на человеке, в русские народные костюмы обрядили двух чернокожих парней. Смотрелось это экзотично. Впрочем, рубахи ребятам пришлись вполне к лицу.

Старший преподаватель кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера» Елена Владимировна Матюшина по итогам встречи сделала для себя вывод: как минимум несколько из показанных платьев следует внимательно изучить, а полученные знания использовать в обучающем процессе. Со своей стороны, Татьяна Стаильская готова к сотрудничеству с ПГУАС и намерена еще не раз прийти в гости в наш университет.

***

Татьяна Николаевна Стаильская – певица, фольклорист, исследователь народного костюма. Сегодня в ее коллекции находится порядка 500 элементов старинной одежды и украшений. Татьяна Стаильская нередко устраивает выездные выставки в школах, библиотеках. Недавно она демонстрировала свои костюмы на ВДНХ, в павильоне Пензенской области.

Интересы фольклориста не ограничиваются одними лишь костюмами. Татьяна Стаильская: «Я исполняю традиционные, семейные песни. Многие из них я узнала от своей бабушки. У меня есть целые сборники песен, а также очень много информации по обрядам, традициям. С удовольствием занимаюсь этой темой. В основном я это делаю для души. Но многие вопросы я стараюсь исследовать глубже. По большей части сведения я беру не из книг, а из разговоров с людьми старшего поколения во время экспедиций.  Даже из обычного, обиходного разговора можно узнать очень многое».

Впрочем, информацию о народной культуре и народном костюме сегодня добыть не так-то просто. «Еще есть люди, которые хранят старинную одежду. Но, к сожалению, они уже почти ничего не знают о ней. «Мы ее не носили, мы не знаем, как она называется», - так они говорят. Но находятся люди, у которых есть подобные знания. Мы, фольклористы, часто общаемся, созваниваемся друг с другом, обмениваемся информацией», - говорит Татьяна Стаильская.