Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

12 апреля 2022 г. в ПГУАС начались мероприятия в рамках  Международного научного форума «Наука молодых - интеллектуальный потенциал XXI века». За три дня в нашем вузе пройдут четыре научно-практических конференции: «Современные проблемы экономики», «Социальные и гуманитарные науки», «Прикладные и фундаментальные науки», «Новые достижения по приоритетным направлениям науки и техники».

Первые две конференции прошли 12 апреля. Участников приветствовал д.э.н., профессор С.Д. Резник, выступавший в роли модератора. Семён Давыдович обратился к студентам: «Наши встречи на конференциях – как праздник. Это не экзамен, не та ситуация, где мы хотим вас поставить в неудобное положение. Наоборот, мы хотим, чтобы вы научились общаться, защищать свою точку зрения, говорить, не стесняясь. Наша конференция этому способствует».

На открытии конференции «Современные проблемы экономики» присутствовал и проректор по научной работе А.Н. Сафьянов. Александр Николаевич призвал участников задавать выступающим доброжелательные вопросы. Это не только покажет проявленный к докладу интерес, но и поспособствует плодотворной дискуссии. «Давайте поставим на сегодня две маленькие практические цели, - сказал проректор. -  Первая  - получить опыт публичных выступлений. Вторая – приблизиться к пониманию научного метода для тех, кто видит себя в науке».

Самой первой выступающей стала студентка Марина Астахова. Ее доклад назывался  «Обзор концептуальных подходов к проблеме оценки эффективности использования трудовых ресурсов в организации». 

Сегодня исследователи констатируют, что к трудовым ресурсам относится не только рабочий персонал с его навыками, но и техника - станки, машины и пр.  Марина Астахова: «В современных условиях в сфере материального производства с ростом научно-технического прогресса постоянно повышается уровень механизации и автоматизации. Это обуславливает необходимость учитывать при оценке эффективности труда показатели использования основных фондов».

Следующая выступающая Анна Власова рассказала о ключевых компетенциях топ-менеджера. На одном из слайдов презентации студентка показала большую таблицу, заполненную названиями знаний, умений и навыков, которыми должен обладать современный управленец высокого уровня. И это были только основные компетенции.

Одним из важнейших качеств топ-менеджера Анна считает умение эффективно действовать в ситуации неопределенности. Такая ситуация в некоторых источниках носит название «VUCA-мир» (это аббревиатура от слов Volatility, Uncertainty, Complexity, Аmbiguity). Анна Власова: «VUCA-миром называют обстоятельства, для которых характерны нестабильность. неопределенность, сложность и неоднозначность. Очень многое зависит от наших способностей справляться с изменчивостью и сложностью мира. Деятельность топ-менеджера, ориентированного на развитие предприятия, диктуется условиями постоянных перемен. Учиться и меняться – вот что требует от нас новая реальность».

Отвечая на вопрос, поступивший после доклада, Анна сказала, что топ-менеджеру желательно иметь вышеуказанные способности с самого рождения.  «Но если у человека нет врожденных качеств, он может их в себе воспитать. Хотя, возможно, этот путь для него будет более тернистым, чем для человека. уже обладающего нужными качествами», - полагает студентка.

Еще одним докладчиком стал Артём Делив. Его темой была «Внеучебная деятельность студентов вузов: результаты мониторинга». Это исследование являлось частью более масштабного проекта, проводимого на кафедре «Менеджмент». В его рамках были изучены многие российские вузы относительно приоритетов жизни и деятельности студентов.

Артём Делив начал свое выступление с цитаты Цицерона: «Я никогда не бываю так занят, как в часы досуга». Внеучебная деятельность является важной составной частью студенческой жизни. Артём в ходе своего исследования опросил 33 респондентов и получил любопытные результаты. Студенты ПГУАС стали меньше читать книги и реже ходить в музеи. Артём связывает это с тем, что в современном мире появилось очень много других вариантов проведения досуга. Большинство студентов сегодня тяготеют скорее к неформальным встречам и общению, нежели к активности в рамках официальных сообществ.

Изучив внеучебную деятельность в ПГУАС, Артём сформулировал ряд рекомендаций для улучшения ситуации в этой сфере. Среди них - организация для студентов неформальных тренингов и поездок, создание новых групп по интересам внутри университета.

Вторая конференция, проходившая 12 апреля, называлась «Социальные и гуманитарные науки». Одна из докладчиков, Антонина Цапина, провела презентацию своего проекта «Образовательный туризм по объектам историко-культурного наследия Пензенской области».

В нашем регионе есть порядка 400 объектов, обладающих своей уникальной историей. Но 40% данных достопримечательностей сегодня находятся в ненадлежащем состоянии и постепенно превращаются в руины. Антонина Цапина желает привлечь внимание к этим объектам, тем самым защитив их от разрушения.

Суть ее задумки - разработка образовательных туров для студентов ПГУАС и других заинтересованных лиц. Антонина Цапина намерена привлечь внимание к таким разрушающимся достопримечательностям, как усадьба Голицына и усадьба князя Куракина. В программу образовательных туров, по планам Антонины, должны входить еще и знакомство с Приволжской лесостепью, а также с Лермонтовским музеем-заповедником «Тарханы». Последний будет служить примером того, как действительно должны выглядеть объекты культурно-исторического наследия.

В прошлом году студентка уже испытала на практике свой проект. Кроме того, в качестве дополнения Антонина вместе со своими товарищами из клуба «УчисьИграй» разработала настольную образовательную игру «Экспедиция по Пензенской области».

Студентка подсчитала, что затраты на запуск проекта составят около полумиллиона рублей.

Антонина Цапина:  «Туры могут быть масштабированы как на соседние регионы, так и на любые субъекты Российской Федерации, потому что в каждом уголке нашей страны есть свои уникальные объекты. Благодаря данным маршрутам удастся повысить не только туристическую привлекательность региона, но и уровень культурного и исторического развития молодежи».

Вероника Болеева провела исследование более теоретического характера. Она изучила особенности формирования поселения мордвы на территории Пензенской области.  

В частности, Вероника исследовала те факторы, которые привели к появлению мордовских поселений в Сурском крае. Поначалу для представителей данного народа самым важным условием было наличие лесного массива, чтобы там можно было прятаться от кочевников в случае их набега. Когда к XVII веку набеги прекратились, мордва стала расселяться по берегам рек и прудов. А в XIX веке поселения эрзи и мокши стали в целом похожи на русские населенные пункты.

«В наше время преобладающее количество поселений мордвы находятся в юго-восточной части Пензенской области. Ретроспективный анализ показал, что мордовское население в результате ассимиляции с русскими потеряли многие свои характерные особенности. Градостроительная политика XIX века полностью искоренила самобытность мордовских поседений», - утверждает Вероника Болеева.

Студентка продолжит  исследовать культуру землепользования народов, населяющих наш регион.

Конференции в рамках форума «Наука молодых» будут проходить до 14 апреля включительно.

 {gallery}изображения/новости/140422/1{/gallery}