Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

История фестиваля им. Татлина началась в 2004 году, когда в ПГУАС прошел первый  конкурс-олимпиада детского архитектурно-художественного творчества. Среди участников соревнований был и старшеклассник из школы №3 Антон Белов. Спустя 19 лет Антон рассказывает о том, чем запомнился ему тот конкурс.

Сегодня Антон Белов – это известный в Пензе проектировщик, работающий в архитектурном бюро «Вещь!» На его счету создание арт-объекта «ПЕНЗА» (слово, сложенное из зеркальных букв; располагается на Юбилейной площади), проектирование обновленной площади Ленина, бульвара Славы и оборонительного вала (совместно с мастерской Бреусова). За последние годы Антон и его коллеги заметно увеличили объемы работ. Они делают проекты по всей России, не исключая Москву.

А 19 лет назад Антон был школьником, решившим показать свои таланты и умения на новом конкурсе имени В.Е. Татлина.

«В 2004 году я как раз собирался поступать в вуз, – рассказывает Антон Белов. - Я учился в лицее архитектуры и дизайна №3, заканчивал 11 класс. И в этот период я участвовал в олимпиаде им. Татлина. На том конкурсе, я помню, делал макет здания с бассейном, а также участвовал в олимпиаде по рисунку. И там я, кажется, занял второе место, не призовое. Гран-при в тот раз получили мои одноклассники – Михаил Оськин и Анастасия Лашманова (сейчас ее фамилия Пензина). Их работа называлась «Песочные часы».

Когда я участвовал в олимпиаде по рисунку, мы работали в одной аудитории с самарцами. И тогда я оценил, как сильно различаются школы рисунка Самары и Пензы. Пензенская школа более классическая. Она ближе к академическому рисунку. А самарская - более архитектурная, подача там более конструктивная. Линии у них были черные, жесткие. Штриховкой они особо не увлекались. Главным для них был линейный рисунок. А у нас Пензе стараются показать не только линейное построение, но и набрать штриховкой светотень.

Лично мне наш пензенский подход казался ближе, да и сейчас кажется. Однако это знакомство с самарцами несколько расширило мой взгляд на искусство. Тогда я узнал, что и так рисовать правильно, и так - тоже правильно.

Сами соревнования показались мне не очень сложными. Ведь я учился в лицее архитектуры и дизайна. Там у нас в первой половине дня были общеобразовательные занятия, а в другой половине - мы ездили в строительный университет и углубленно занимались там с вузовскими преподавателями. По времени олимпиада длилась столько же, сколько шли наши обычные занятия по рисунку. То есть, для меня все это было привычно, в порядке вещей.

А особенно на том конкурсе мне запомнилась выставка детских работ. Я и спустя годы после окончания университета хожу на эти выставки. На время конкурса в Пензу привозят очень много творческих работ из разных архитектурных школ. Эти экспозиции для меня всегда представляли большой интерес. Потому что дети очень смело рисуют – пробуют разные техники, используют карандаши, фломастеры, иногда что-то лепят, совмещают разные материалы. Взрослые профессионалы так смело уже не мыслят, они ограничивают свою «палитру». Если и в нынешнем году выставка будет проводиться, я с удовольствием туда схожу».

Заместитель директора пензенского лицея архитектуры и дизайна №3 Е.Ю. Малкина участвовала в организации первых конкурсов имени Татлина и продолжает помогать с подготовкой и судейством олимпиад сегодня. Елена Юрьевна рассказывает о том, каким конкурс был много лет назад, и о том, с какими проблемами и неожиданностями приходилось сталкиваться организаторам. 

Е.Ю. Малкина отмечает, что олимпиады им. Татлина прошлых лет несколько отличались от нынешних олимпиад «Например, конкурс по рисунку был раздельным. Будущие дизайнеры рисовали голову, а архитекторы – фигуру человека.

Раньше проводилась олимпиада по живописи для школьников. Сейчас она тоже есть, но только для студентов. А олимпиады для школьников остались лишь по тем дисциплинам, которые проверяются на экзаменах при поступлении в вузы.

Олимпиады для 8-9 класса изначально не планировали проводить на конкурсе им. Татлина. Но дети же не могут одномоментно научиться выступать на конкурсах, чтобы одиннадцатиклассниками приехать и сразу выиграть. У них должна быть какая-то тренировка. Кроме того, ученикам 8 и 9 классов уже интересно посмотреть, чем  занимаются их старшие товарищи.  Поэтому и родилась идея сделать олимпиады еще и для 8-9 классов.

А вот в выставке с самого первого года участвовали дети всех возрастов. Свои работы присылают даже из детских садов – ребята 3, 4, 5 лет. Они пока рисуют интуитивно. Но все равно бывает так, что ребенок проведет одну линию, и уже видно, что из него что-то получится».

 Организовать мероприятие с сотнями участников всегда непросто. На сегодняшний день механизм проведения конкурса хорошо отработан. И все равно существует риск всяческих непредвиденных ситуаций. А в первые годы организаторам часто приходилось импровизировать и учиться на ходу. 

Е.Ю. Малкина вспоминает: «Директор лицея Татьяна Викторовна Вукович всегда хотела, чтобы в Пензу приезжали большие делегации, не один-два человека. Но у нас в городе было не особо много мест, где можно расселить людей в большом количестве. Я помню, Т.В. Вукович очень много бегала, договаривалась с гостиницами – кто там будет жить, сколько это будет стоить, можно ли устроить гостей как-нибудь подешевле. Один раз к нам приехала делегация из Сыктывкара, но на два дня раньше срока. Такое уж расписание было у их поезда. И эти гости два дня жили у нас в лицее. Их было человек 20-25. Мы освободили для них учебный класс. Наши школьники-«архитекторы» как раз в это время готовились к конкурсу и занимались творческим процессом в архитектурной мастерской. Поэтому их кабинет был свободен. Там мы поставили раскладушки, которые обычно используются для организации пришкольного лагеря. И в этом классе гости из Сыктывкара жили пару дней

А в один год несколько детей, участников конкурса, спали в спортзале ПГУАС, где проводилась выставка. Так получилось, что у них выдалось свободное время. Дети к тому моменту очень устали, а в гостиницу их было вести долго и далеко. И вот они устроились спать в спортзале».

Конечно же, во время конкурсов случались и неприятности, и недопонимания. «Все бывало, - рассказывает Елена Юрьевна. - Руководители делегаций терялись, дети уезжали на автобусах не в ту сторону. Например, объясняешь члену делегации: «Идете сначала налево, потом поворачиваете направо. Поняли?» «Поняли». Он выходит, и сразу поворачивает направо. Через некоторое время звонит нам: «Мы заблудились». Мы списываем такие случаи на то, что люди к нам приезжают творческие.

Еще был случай: руководительница одной из делегации нам заявила, что у нее украли фотоаппарат. Она так кричала, так кричала.  А когда вернулась домой, то выяснилось, что фотоаппарат она даже не брала с собой в Пензу».

Однако подобные случаи все-таки остаются единичными и не влияют на общее впечатление от фестиваля. Е.Ю. Малкина: «Да, бывает так, что кто-то уезжает от нас недовольным. И все равно они потом звонят и говорят: «Как у вас было хорошо, мы к вам еще раз приедем».

P1010006

Первый в этом году выпуск «Университетского вестника» сверстан, отпечатан и готов к прочтению. Обращаем ваше внимание: в связи с празднованием юбилея ПГУАС газета  в 2023 году будет выходить с праздничным логотипом на первой странице.

Вот темы свежего номера:

- День российского студенчества отметили в ПГУАС. Отличившиеся юноши и девушки нашего университета к празднику были поощрены наградами и дипломами.

- Успешное завершение грантового проекта. Д.т.н., профессор Григорий Исаевич Грейсух рассказывает о том, как 3 года в вузе велись исследования, и о том, какие технические новшества появятся в  мире благодаря работе ученых из ПГУАС.   

- Любой путь начинается с первого шага. Создатели и инициаторы фестиваля им. Татлина вспоминают, как организовывался этот конкурс и как в 2004 году проходили первые олимпиады.

Свежий номер «Университетского вестника» доступен по ссылке.

газета

Почему пензенский  конкурс архитектуры и дизайна был назван в честь Владимира Евграфовича Татлина? Пойди история чуть по-другому, фестиваль сегодня носил бы имя Горюшкина-Сорокопудова, или имя кого-нибудь другого художника. О том, как   в начале двухтысячных выбирали символику и «покровителя» для детского конкурса, рассказала кандидат архитектуры, профессор, заведующий кафедрой «Основы архитектурного проектирования» Елена Геннадьевна Лапшина.

В.Е. Татлин – это родоначальник художественного конструктивизма. Владимир Евграфович сумел показать миру, как картина выходит из своей рамки и получает объем, материальность. Известность Татлина в мире находится примерно на одном уровне с известностью Казимира Малевича. И если Малевич более всего прославился своим «Черным квадратом», то Татлин – своей башней, задуманной как памятник III Интернационалу.

К Пензе Владимир Евграфович имеет прямое отношение – он учился в нашем художественном училище с 1905 по 1910 гг. Здесь закладывались основы его будущего творчества. И, надо сказать, Пенза старается сохранить наследие талантливого художника.

Так, преподаватель Пензенского художественного училища Дмитрий Николаевич Димаков в конце ХХ века решил восстановить макет главного проекта В.Е. Татлина – его знаменитой башни. В 1990 году в проект пришла Е.Г. Лапшина. «Мне дали задание сделать чертежи на основе фотографий макета башни, - вспоминает Елена Геннадьевна. -  Это было не так просто, как казалось. К счастью, помещение в Питере, в котором Татлин строил свой макет, сохранилось. Мы съездили туда, обмерили комнату. Я вычислила точки съемки, откуда были сделаны фотографии макета.  И благодаря этому нам удалось установить точные размеры. Работа по созданию чертежей заняла у меня полгода. В итоге мы сначала построили «пристрелочный»  двухметровый макет, а потом сделали такой же, какой был у Татлина – пятиметровый, плюс полтора метра подиум. Большая модель демонстрировалась на выставке в Дюссельдорфе.  А двухметровая башня (авторы макета - Д.Н. Димаков, Е.Г. Лапшина, И.Н. Федотов) до сих пор стоит в Третьяковке».

С воссозданными макетами пензенские исследователи творчества Татлина объездили множество стран. Выяснилось, что работы Владимира Евграфовича достаточно известны за рубежом и хорошо там принимаются.

В 2003 году в Пензе отмечалось пятидесятилетие со дня смерти Татлина. В связи с этим, проходившую в ПГУАС конференцию «Принципы формирования региональных архитектурных школ», а также Международный смотр-конкурс дипломных проектов архитектуры и дизайна посвятили памяти Владимира Евграфовича. И именно тогда впервые появилась эмблема – стилизованное изображение знаменитой башни Татлина

Елена Геннадьевна Лапшина рассказывает: «Я предложила «татлинскую» символику, потому что считаю, что Татлин – это самое высокое мировое имя, которое имеет отношение к архитектуре и дизайну в Пензе. Выше ничего здесь не было. Владимир Евграфович, конечно, здесь не родился. Но он учился в Пензенском художественном училище.

Логотип с башней Талина был принят и пошел в народ как своеобразный бренд архитектуры и дизайна Пензы. Татьяна Викторовна Вукович видела все это. И она советовалась со мной – можно ли дать имя Татлина еще и детскому смотру-конкурсу, который она организовывала. Не знаю, почему Т.В. Вукович советовалась именно со мной. Могу только предположить – это потому, что я участвовала в воссоздании башни Татлина».  

В итоге, Т.В. Вукович, посоветовавшись с Е.Г. Лапиной, решила дать создаваемому  конкурсу имя Татлина. «Была еще мысль назвать олимпиаду в честь И.С. Горюшкина-Сорокопудова, - вспоминает Елена Геннадьевна. - Но уж больно фамилия у него для детского конкурса невеселая». 

Впоследствии имя Татлина принесло конкурсу еще и практическую пользу – добавило мероприятию международной популярности. В Пензу, в ПГУАС приезжали не только российские ценители творчества великого конструктивиста, но и гости из Польши, из Германии, из Казахстана. На конкурсе им. Татлина побывали даже японцы – знаменитый скульптор Сатору Такада и профессор из университета Кобе Цукаваки Джун. Последний проводил в ПГУАС мастер-классы для студентов. В университете и сегодня хранится черный бумажный макет, копирующий скульптуру Цукаваки Джуна. Японец делал свою работу из металла, а наши студенты по его разверткам создали картонную копию.

«Татлин нас объединил со всем миром», - резюмирует Е.Г. Лапшина.

Важно отметить, что организаторы, присвоив конкурсу имя Владимира Евграфовича, не остановились на этом символическом жесте. Студенты и преподаватели ПГУАС старались раскрыть для участников и гостей наследие Татлина, показать разные грани его таланта. Ведь Татлин за свою жизнь сделал не одну лишь башню. Он занимался живописью, театральным костюмом, дизайном, создавал новые формы для посуды, разрабатывал крылатый летательный аппарат, даже придумывал декорации для спектакля. Студенты на основе этих материалов делали выставки, инсталляции и перфомансы, наряжались в костюмы по эскизам Татлина.

И, конечно же, влияние творчества знаменитого художника-конструктивиста можно заметить в работах детей-конкурсантов. Начиная с 2004 года, практически на каждой выставке присутствовали картины с творческим осмыслением той самой будоражащей воображение башни Татлина.

Самый первый конкурс-олимпиада детского архитектурно-художественного творчества им. В.Е. Татлина проходил 25 и 26 февраля 2004 года. Чтобы данное мероприятие появилось, а затем и укоренилось в  Пензенской области, потребовались усилия многих инициативных граждан, руководителей и целых организаций.

Главным основателем и идейным вдохновителем конкурса, несомненно, является Татьяна Викторовна Вукович. В 2004 году она работала директором Лицея архитектуры и дизайна №3. Сегодня она продолжает помогать с организацией фестиваля, но уже как волонтер.

Школа №3 (будущий лицей) создавалась еще в СССР, в 1990 году. На тот момент в Советском Союзе подобных учебных заведений не было вообще. В школу поступали дети, которые действительно хотели подготовиться к профессии архитектора.

Т.В. Вукович вспоминает: «У нас велись занятия по предметам общеобразовательной программы, но плюс к этому проводились уроки по основам рисунка, композиции, черчения, графики, а также по истории архитектуры. После каждого полугодия организовывались отчетные выставки. У учеников обязательно была практика по основам архитектуры. Помимо этого, мы много возили детей по Пензенской области, возили в Москву и Питер, чтобы дети знакомились с архитектурой, узнавали, что в этой сфере делалось до них».

К 2003 г. школа №3 уже заработала себе имя. Знали пензенских талантливых ребят и на федеральном уровне, в том числе и в Союзе архитекторов России. Ученики школы №3 регулярно и успешно принимали участие в детской секции международной архитектурной выставки «Зодчество».

Т.В. Вукович: «В начале двухтысячных представители правления Союза архитекторов поставили перед нами вопрос: может ли Пенза, учитывая наши высокие достижения, самостоятельно приниматься детскую всероссийскую выставку. Мы посовещались с нашим руководством и добавили свое предложение – чтобы у детей, помимо выставки, одновременно была еще и олимпиада. Мы начали думать, как назвать это мероприятие. Учитывая то, что Татлин учился в Пензенском художественном училище, мы придумали, что выставка-олимпиада будет носить имя В.Е. Татлина».

Организаторы определились с концепцией и с задачами конкурса. Школьники, проявляющие интерес к дизайну, живописи и зодчеству, на этих соревнованиях могли показать себя и свои умения, сравнить свой уровень мастерства с уровнем других талантливых  детей,  научиться чем-то новому.

В Пензу приезжали представители Союза архитекторов России, чтобы встретиться с областным и городским руководством и договориться об организации конкурса им. Татлина. Особо заметный вклад в дело продвижения пензенской олимпиады внес член Союза архитекторов Эдуард Ованесович Товмасьян.

К организации конкурса подключился и ПГУАС. Ректором университета тогда был А.И. Ерёмкин (сегодня он д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Теплогазоснабжение и вентиляция»).

«Татьяна Викторовна Вукович пришла ко мне в ректорат,  - рассказывает Александр Иванович. - Она высказала свое предложение, чтобы наш вуз вошел в состав инициативной группы по организации конкурса имени Татлина.

После этой беседы у нас была встреча в Управлении образования Пензы. Там нас не очень поняли с точки зрения поддержки конкурса. Тем более, что мы сразу сказали, что хотим выйти с инициативой к министерству образования РФ, чтобы олимпиады им. Татлина стали не региональным, а федеральным конкурсом. В Управлении образования нам начали объяснять, что это сложно, что это практически невозможно. В общем, там мы понимания не нашли».

Тогда было решено провести собственными силами межрегиональный конкурс. Были разосланы приглашения во многие города России. Преподаватели лицея №3 распространили информацию о новом пензенском конкурсе среди представителей творческих школ, с которыми познакомились на выставках «Зодчество».

И в 2004 г. в Пензе впервые были проведены выставка и олимпиада им. Татлина. В самом первом конкурсе приняло участие чуть более 100 человек из 30 российских учебных заведений. Пензу представляли ученики лицея архитектуры и дизайна №3 и ребята из школ №№ 42 и 18.

Уже в первый год было понятно, что данное соревнования может стать по-настоящему всероссийским культурным явлением. Ведь в Пензу приехали не только школьники из соседних городов вроде Самары, Саратова и Воронежа, но и гости с далеких окраин  страны – из Якутска, Томска, Тобольска, Новосибирска и т.д.

Конечно, при проведении конкурса возникло много организационных вопросов – где разместить людей, как обеспечить им питание и т.д. Но все эти удалось решить.

Самая первая выставка конкурса им. Татлина проходила в санатории им. Володарского. По ее итогам четыре творческие работы получили высшие оценки жюри. Дипломов первой степени были удостоены ученики школ из Пензы, Самары, Набережных Челнов и Екатеринбурга.

В последующие годы выставки стали проводить в помещениях архитектурно-строительного университета (в спортзале). А вот олимпиады с самого начала проходили на базе ПГУАС.

В 2004 году в вузе, помимо конкурсных процедур, состоялась конференция «Опыт работы в регионах по развитию детского архитектурно-художественного творчества», прошли мастер-классы под руководством преподавателей Н.Г. Ли и И.И. Богомолова.

Гран-при за объемные творческие работы на первом конкурсе получили участники из Пензы. Они создали арт-объект «Песочные часы».

«Мы провели первый конкурс, победителям выдали дипломы. И эти награды сыграли свою положительную роль при поступлении детей в российские вузы. Когда молва об этом распространилась, участников конкурса стало в разы больше», - рассказывает А.И. Ерёмкин.

Действительно, в 2005 году к нам приехало уже свыше 180 участников, в 2006-м – 245 человек, в 2007-м – 276, в 2008-м – 338. Конкурс им. Татлина постепенно набирал обороты. В нынешнем 2023 году число участников перевалило за тысячу.

За прошедшие 19 лет конкурс архитектурного, художественного и дизайнерского мастерства превратился в центр притяжения для талантливой молодежи России.

татлин12