Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

В нашем университете дан старт Международному научному форуму «Наука молодых – интеллектуальный потенциал XXI века». 23 апреля 2024 года в рамках форума были представлены доклады секции «Управление в социальных и экономических системах». В мероприятии участвовали не только студенты, но и преподаватели Института цифрового управления.

 На открытии конференции ее участников приветствовали модераторы - к.э.н., доцент Ольга Анатольевна Сазыкина и к.э.н., доцент Марина Витальевна Черниковская. Преподаватели высказали пожелание, чтобы студенты на научном форуме проявили такую же выдающуюся активность, какую проявляли на творческих мероприятиях.

Выступления на конференции решено было представлять в порядке возрастания: первые доклады делали младшекурсники, последние – выпускники-магистранты. Каждому выступающему давалось по 10 минут, включая время на обсуждение.

Открывал работу форума доклад Анастасии Арбековой. Студентка рассказывала об инвестициях в человеческий капитал. Анастасия отметила, что в современном обществе наблюдается дефицит кадров, способных эффективно действовать и развиваться в условиях цифровой экономики. По результатам проведенного исследования девушка приходит к выводу, что при развитии человеческого капитала государство сегодня делает акцент на сферу образования.

Полина Недопекина изучала особенности рынка труда в России. Студентка выяснила, что в последние десятилетия численность безработных в стране сократилась в 3 раза. Однако эта тенденция имеет не только положительные стороны. Еще одно важное направление в исследуемой сфере – это постепенное замещение некоторых рабочих мест роботами, искусственным интеллектом и прочими продуктами технического прогресса. Полина полагает, что угроза такого замещения особенно велика для водителей, кассиров и кладовщиков.

Софья Ерофеева сосредоточилась на более узкой теме – особенностях безработицы в Пензенской области. Согласно полученным данным, уровень занятости в регионе в последние годы повышается. Зарплата пензенцев тоже растет: за 6 лет она увеличилась на 66%. При этом самые востребованные в области профессии (такие, например, как водитель, уборщик) далеко не всегда являются еще и самыми высокооплачиваемыми.

Изучая гендерные особенности управленческой деятельности, Виктория Мысина сделал общий вывод – количество женщин-руководителей с годами растет. Студентка также рассказала о некоторых типажах женщин-начальниц. К примеру, суровые «железные леди», придающие наибольшее значение дисциплине и выполнению работы, по своей манере руководства прямо противоположны «светским львицам», которые используют собственную женственность, чтобы манипулировать сотрудниками.

Ольга Стионова провела анкетирование среди студентов, чтобы исследовать их предпринимательские способности. Опрос показал, в частности, присущи ли обучающимся ИЦУ такие полезные для бизнесмена качества, как креативность, аналитические навыки и уверенность в себе. Кроме того студенты при анкетировании рассказали о том, что мешает им заниматься предпринимательской деятельностью. Чаще всего в качестве препятствий назывались отсутствие стартового капитала и опасения «прогореть».

Алла Щербакова исследовала тему развития гибких навыков для повышения конкурентоспособности на рынке труда. Студентка рассказала о том, что помогает тренировать и улучшать свои «софт-скиллз» (универсальные, личностные навыки) на примере собственного опыта участия в конкурсах «Большая перемена», «Твой ход» и т.д. По мнению Аллы, к числу наиболее важных качеств относятся лидерские и коммуникативные навыки.

Вопрос о том, насколько способны современные студенты самостоятельно обеспечивать свои финансовые потребности, изучала Амина Агишева. Согласно результатам проведенного ею опроса, для большинства обучающихся ИЦУ основным источником средств все-таки являются их родители. Амина полагает, что повышение уровня финансовой грамотности среди студентов поможет им научиться самостоятельно обеспечивать себя.

Эту тему продолжила следующая выступающая конференции – Анна Шашкина. Студентка предложила несколько конкретных шагов для повышения финансовой грамотности студентов в университете. Для этого Анна рекомендует организовать в вузе  соответствующие курсы, проводить тематические игры, квесты и олимпиады. При этом  было бы полезно привлекать к такой деятельности специалистов со стороны – представителей банковской, инвестиционной и других сфер.

Виктория Ланченкова сделала доклад на тему «Способы выявления и оценки кадровых рисков на производственном предприятии». Свое исследование она провела в компании «Биосинтез» с помощью метода экспертного опроса. Выявив внешние и внутренние риски компании, Виктория сделала ряд предложений по их снижению. Руководству фирмы предложено подумать над повышением лояльности сотрудников и над совершенствованием критериев подбора персонала.

Завершающий доклад первого дня форума сделал Роман Лапин. Магистрант изучал корпоративную культуру на примере одного из пензенских предприятий. Роман отметил, что сегодня организации вынуждены действовать в ситуации дефицита квалифицированных кадров, когда фирмам приходится бороться за каждого сотрудника. Повышать зарплату до бесконечности не получится, а значит, нужно задействовать и другие методы мотивации. Студент полагает, что привлекательная корпоративная культура становится  для многих людей важным фактором при выборе места работы. Компонентами такой культуры могут стать, например, совместные мероприятия для сотрудников, компенсация проезда и обедов, наличие у фирмы собственной истории или героев и т.д. Роман Лапин разработал ряд рекомендаций и мероприятий для фирмы, которую он изучал. Корпоративную культуру в ней можно улучшить, например, определив миссию фирмы, или придумав для нее маскота. Кроме того, согласно результатам исследования, сотрудники хотят большего либерализма в отношениях между начальниками и подчиненными.

Докладчикам за время конференции было задано немало вопросов. К примеру, может ли участие в творческих мероприятиях университета помочь студенту в поиске работы? Или - не наблюдается ли в образовании перекос в сторону развития «софт-скиллз» вместо «хард-скиллз»? А иногда у докладчиков интересовались их личным мнением по поводу представленной темы.

В завершении конференции всех ее участников наградили памятными сертификатами.