Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

Кафедра "Управление качеством и  технологии строительного производства" занимается подготовкой бакалавров, инженеров-специалистов, а также магистров техники и технологии в области стандартизации и сертификации.

Инновационные образовательные программы

Качеству подготовки специалистов  направления 27.03.01, 27.04.01 и 27.04.02 способствует разработка и реализация кафедрой инновационных образовательных проектов. Преподавательским составом кафедры под руководством профессора В.И.Логаниной ежегодно ведется работа в рамках  инновационно-образовательных проектов: производственно ориентированной технологии обучения.

В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства  в процессе обучения студентов по направлению «Стандартизация и метрология» уже более 10 лет применяется производственно-ориентированная технология обучения [8].

Отличительной особенностью производственно-ориентированной технологии обучения, применяемой в университете, является то, что  работодатели непосредственно участвуют в проведении занятий: семинары, практические занятия проводятся с участием представителей производства

Методика выполнения работы с применением производственно-ориентированного обучения заключается в следующем: студенты получают задание по совершенствованию продукции и услуг в рамках существующего производства и связанные со спецификой его производственной деятельности; готовят отчеты, демонстрирующие результаты их работы (рисунок). Функция преподавателя изменяется: ему отводится роль консультанта и помощника.

При этом преодолевается стереотип мышления у преподавателя по организации процесса обучения: технология передачи знаний  заменяется технологией обучения с приобретением опыта; повышаются профессиональные компетенции преподавателя в сфере производства.

Проводя анализ конкурентоспособности продукции, студенты доказывают качественное отличие предлагаемого инновационного продукта или услуги от существующих аналогов.

Проекты выполняются коллективом студентов. Численность группы составляет от 6 до 10 человек. Каждому члену команды выдается конкретное задание. После окончания работы составляется отчет о его выполнении, который направляется на рецензию на предприятие, где выполнялась работа. Результаты докладываются и обсуждаются на предприятии. Отличительной особенностью производственно-ориентированной технологии обучения, применяемой в университете, является то, что семинары проводятся с участием представителей производства. Вся группа работает в интерактивном режиме, демонстрируя имеющийся опыт и обсуждая вопросы с докладчиком. Каждый доклад сопровождается графическими пояснениями.

Самостоятельная творческая работа студентов в команде в сочетании с практикой применения знаний предметной области предполагает активное использование профессиональных знаний в устной (дискуссии, принятие решений, подготовка и проведение презентации) и письменной (оформление протоколов, демонстрационных плакатов, подготовка коллективного отчета и индивидуального аналитического отчета) формах.

Коллективные проекты как форма обучения с опорой на индивидуальный и профессиональный опыт студента предоставляют прекрасные возможности для развития стратегий инновационного поведения и проявления личностных качеств. Студентами подготовлены стандарты организации в рамках системы менеджмента качества (СМК), которые внедрены на предприятиях. Курсовые и дипломные проекты выполняются по реальным заказам организаций и предприятий. Практикуется выдача студентам младших курсов сквозных творческих проектов, переходящих в выпускные квалификационные работы.

Бакалаврам и магистрантам данного профиля, в условиях рас тущего и меняющегося потока информации в области стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия необходимо научиться быстро и безошибочно ориентироваться в большом объеме законодательных, нормативных документов, инструкций и т.п.

Поэтому любому специалисту в этой области следует приобрести навыки по оперативному поиску нужной информации, а это может быть успешным только при наличии умения работать с нормативно-правовой системой, имеющейся в каждой организации (на предприятии).

История

Кафедра «Управление качеством и ТСП» образована в 2013 года путем объединения двух кафедр университета - кафедры "Стандартизация, сертификация и аудит качества" и кафедры "Технология строительного производства".

Кафедра "Стандартизация, сертификация и аудит качества" была образована в 2000 г. как выпускающая по открытой специальности "Стандартизация и сертификация (в строительном комплексе)".

Организация кафедры и ее становление в этот периода связаны с эффективной деятельностью доктора технических наук, профессора, заслуженного изобретателя РФ В.И. Логаниной, ранее работавшей на кафедре "Строительные материалы". Выпускница факультета, В.И. Логанина, прошла путь от ассистента до профессора, доктора наук, известного ученого в области создания защитно-декоративных покрытий конструкций зданий.

Кафедра была сформирована из выпускников университета: кандидат технических наук, профессор И.Н. Максимова, кандидаты технических наук, доценты О.В. Карпова, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов, Н.А. Петухова. За сравнительно короткий срок коллективом кафедры были созданы необходимые условия для подготовки высококвалифицированных специалистов по новой специальности. 

Серьезный научный потенциал сотрудников кафедры подтвержден большим количеством публикаций в журналах, участием в конференциях различного уровня, заключением договоров с Министерством образования и науки РФ на проведение научно-исследовательских работ в области строительного материаловедения, победами в конкурсах студентов, аспирантов, молодых ученых, медалями ВДНХ, патентами и т.д.

Деятельность кафедры "Технология строительного производства (ТСП)" до момента объединения, была связана с подготовкой инженеров-строителей, что было продиктовано высокой потребностью масштабного строительства 1980-х годов с учетом использования новых строительных технологий.

Создание такой кафедры было поручено известному Пензенскому строителю, кандидату технических наук В.М. Колесникову, имеющему богатый опыт работы на производстве и навыки научно-исследовательской работы. Также на кафедре работал еще один опытный производственник – кандидат технических наук, доцент Н.И. Гусев (в то время проректор по научной работе).

Фактически заново была создана материально-техническая база, созданы условия для получения студентами строительных профессий. Имея хорошую связь с Пензенскими строительными организациями, кафедрой были обеспечены рабочими местами все виды производственных практик. Особо большой объем работ возлагался на кафедру по оказанию помощи студенческим строительным отрядам (ССО).

Специалисты кафедры участвовали в инженерном обследовании строительных конструкций значительного количества строящихся и действующих объектов в Пензенской области и за ее пределами (Правительство Пензенской области, Пензенский радиозавод, Пензенский банк Сбербанка РФ, Дизельный завод, завод «Электроприбор», ОАО «Пензтяжпромарматура», СМП-507, ООО Гидроспецстрой», Шигонская бумажная фабрика, Областной краеведческий музей, Музей имени Радищева, стадион «Труд», завод «Красный гигант», «Пензагорстройзаказчик», Администрации Никольского и Кузнецкого районов Пензенской области и др.).

В настоящее время под руководством проф. Логаниной В.И. обучаются аспиранты и соискатели. Также на кафедре организованы научные кружки, в которых занимаются студенты по различным тематикам.

Контакты

Адрес: 440028, Пенза, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Кабинеты: 2313, 2107, учебный корпус № 2.

Телефоны: (8412) 92-94-78; (8412) 92-95-01, вн. 11-68,11-54

Е-mail: tspdogpguas.ru