Top.Mail.Ru
Университет
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Russian Arabic Azerbaijani Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Dutch English French German

8 ноября 2021 года в Москве на базе автошколы «СТАРТ» был представлен проект новой программы по обучению водителей легковых автомобилей. Прямая трансляция этой презентации велась в сети Интернет, благодаря чему с проектом могли ознакомиться все желающие. В составе рабочей группы, занимавшейся составлением новой программы, была и представительница ПГУАС - заведующая кафедрой «Организация и безопасность движения» И.Е. Ильина.

Согласно статистике, на сегодняшний день в России около 90% дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения ПДД водителями. 65% ДТП происходит по вине неопытных водителей. Такие показатели могут быть следствием глубинных недостатков в системе обучения будущих автомобилистов. Чтобы кардинально улучшить ситуацию в этой сфере, правительством России был заключен федеральный контракт с экспертным центром «Движение без опасности». Цель контракта - подготовить проект внесения изменений в программы подготовки водителей всех категорий транспорта, чтобы таким образом повысить культуру и уровень вождения автомобилистов, усилить безопасность на дорогах.

В рабочую группу по подготовке обновленных программ вошла И.Е. Ильина. «Я трудилась в составе рабочей группы по подготовке программ обучения для водителей категории «А», «М» и подкатегории «А1». Попала я туда постольку, поскольку уже более 10 лет занимаюсь исследованием качества обучения в автошколах, усовершенствованием этого обучения. Активную работу над проектом я вела с августа этого года. Вообще же разработкой проектов программ подготовки водителей занимаются преподаватели по всей России – специалисты из Пензы, Белгорода, Липецка, Ульяновка, Волгограда, Воронежа, Омска, Архангельска, Москвы», - рассказывает Ирина Евгеньевна.

Изменения, предложенные рабочей группой, были представлены в Москве в начале ноябре. Один из первых докладов этой презентации сделала И.Е. Ильина. Она презентовала проект программы обучения водителей категории «В» - самой популярной категории.

Изменений, предложенных экспертами, оказалось немало. Это касается как теоретической, так и практической части обучения. Например, количество аудиторных занятий предлагается слегка уменьшить. Но общее число часов обучения, напротив, увеличивается за счет дополнительного времени самостоятельных занятий. В новую программу добавлена тема «Культура вождения и этика водителей», включены вопросы использования детских кресел и. т.д.

В практической части предлагается несколько изменить структуру занятий. Их график станет более гибким. Например, в обновленной программе 2 часа выделяется на освоение вождения с прицепом. Если же ученик автошколы не планирует ездить с прицепом, это время будет использовано для освоения других видов вождения. Новшеством станут некоторые темы занятий, вроде уроков по правильному оформлению документов о ДТП («европротокола»).

Эксперты предложили и несколько новых практических упражнений: «Движение по габаритному коридору передним и задним ходом»,  «Движение по габаритному коридору со смещением в правую и левую стороны передним и задним ходом с поворотами направо и налево», «Движение по габаритному кругу задним и передним ходом со стороны правого и левого борта автомобиля».

В настоящее время идет очень бурное обсуждение этих и других предложенных изменений. Свои поправки и дополнения предлагают эксперты из Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ), директора российских автошкол, специалисты ДОСААФ. К примеру, поступило сразу несколько предложений по поводу того, чтобы разрешить обучать мотоциклистов на улично-дорожной сети города. Однако это нельзя будет осуществить без изменения федерального законодательства. Пока же подготовленный проект новых правил обучения водителей не требует внесения серьезных корректив в законодательство; не требует он и дополнительного финансирования.

И.Е. Ильина полагает, что предложенные рабочей группой изменения программ подготовки автомобилистов будут одобрены. Окончательное решение станет приниматься на уровне правительства РФ. Вероятнее всего, обновленные программы обсудят еще до конца 2021 года.

Более подробно о проекте новой программы подготовки водителей можно узнать, посмотрев видеоотчет презентации по ссылке:  https://www.youtube.com/watch?v=EGQedK6HzH4

В Федеральном агентстве по делам молодежи (Росмолодежь) определились победители Всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства. Студенты». Конкурс проходит в рамках президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Защита проектов прошла в онлайн-формате. Проекты более 70 финалистов со всей России оценивали экспертные группы из 3 членов по 10 критериям.

15 лучших проектов со всей России получили грантовую поддержку от Росмолодежи.

Громова Кристина, студентка четвертого курса Института инженерной экологии ПГУАС, руководитель Волонтерского центра ПГУАС, успешно представила Пензенскую область и стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства. Студенты» с проектом «Культурное волонтерство: маршрутами добра».

Проект направлен на продвижение молодежного туризма через популяризацию культурно-просветительского волонтерства, проведение мероприятий по привлечению внимания молодежи к вопросам культурно-исторического наследия Пензенского края и вовлечение студентов и школьников Пензенской области в активные формы молодежного туризма.

Проект включает организацию образовательной площадки по обучению молодежи навыкам культурно-просветительского волонтерства, проведение для студентов и школьников тематических квестов, викторин, диалоговых площадок, творческих фестивалей, выставок, посвященных культурно-историческому наследию Пензенского края, развитие информационной среды в сфере популяризации молодежного туризма, развитие популярных направлений молодежного туризма.  

Победители уже в приказе https://fadm.gov.ru/news/62889

Поздравляем Кристину с победой, желаем успешной реализации проекта!

 {gallery}изображения/новости/171121/{/gallery}

12 ноября 2021 г. в актовом зале ПГУАС состоялась церемония закрытия Сурского молодежного инновационного форума, проходившего в рамках Всероссийского фестиваля «NAUKA 0+». Наш университет стал площадкой проведения конкурсов, призванных выявить будущих ученых и исследователей, а  также поддержать их увлечения и начинания. По итогам инновационного форума десятки участников получили дипломы различных степеней.

Сурский молодежный инновационный форум-2021 проходил на базе ПГУАС 26 и 27 октября. В рамках данного мероприятия состоялось сразу несколько конкурсов, участие в которых приняли десятки детей и подростков.

В день закрытия форума в актовом зале университета собралось более 80 человек - конкурсантов, их родителей, друзей и родственников. Гостей нашего вуза приветствовал ректор ПГУАС С.А. Болдырев.  «Этот год – особенный. Да, он пандемийный. Но в первую очередь давайте отметим, что это – год науки и технологий. Мы, честно говоря, не ожидали что во времена пандемии будет так много участников, и что мы проведем столько разных мероприятий. А главное – не ожидали, что проявит себя так много инициативных людей», - сказал ректор.

С.А. Болдырев пожелал всем юным участникам фестиваля «NAUKA 0+» идти только вперед, не оглядываясь на ворчунов, застрявших в прошлом. Также Сергей Александрович высказался за укрепление связей инициативных и ищущих школьников с нашим университетом:  «Такие люди с активной жизненной позицией, как вы, нам очень нужны. Мы вас не просто ждем – мы вообще не хотим с вами расставаться».

После выступления ректора настало время для поздравлений и вручения дипломов. Больше всего наград получили участники конкурса  «Юные таланты России». Дипломы вручались за достижения в естественных, прикладных, общественных и социально гуманитарных науках, а также в сферах строительства и архитектуры.

Проректор по непрерывному образованию ПГУАС  Е.Г. Рылякин обратился ко всем участникам конкурсов «NAUKA 0+»: «Хочу поздравить вас с завершением всероссийского фестиваля. Наука сейчас развивается семимильными шагами. Мы будем рады, если вы себя найдете в этой сфере». Затем Евгений Геннадьевич вручил дипломы призерам и участникам конкурса «Юные таланты России».

Один из главных организаторов Сурского молодежного инновационного форума к.э.н., доцент ПГУАС М.С. Акимова также приняла участие в церемонии награждения. Выступая перед собравшимися, Мария Сергеевна сказала: «Хочу от всей души поздравить победителей и участников конкурсов, проходивших в рамках фестиваля «NAUKA 0+». Убеждена, что данное мероприятие внесло свой вклад в популяризацию науки среди молодежи. Проекты, представленные на фестивале, были интересны, ценны и значимы. Хочу пожелать, чтобы у всех вас был пытливый ум. В дальнейшем он даст вам возможность добиваться научных результатов».

М.С. Акимова вручила дипломы победителям и участникам конкурса молодежных проектов «Молодежные инновации» и конкурса творческих и проектных работ «В мире профессий».

Для гостей ПГУАС студенты нашего университета подготовили небольшую культурно-развлекательную программу. Со сцены прозвучала песня «Беверли-Хиллс» в исполнении студентки Софии Фроловой и песня «Моя философия», которую исполнила Елизавета Кулагина.

 {gallery}изображения/новости/151121/{/gallery}

12 ноября 2021 г. в ПГУАС проходила защита курсовых проектов студентов, занимающихся по направленности «Дизайн костюма». Отчет в виде модного показа подготовили обучающиеся всех четырех курсов.

Студентам первого и второго курса дали общую тему для работы - «Мусорный дизайн». Начинающие модельеры трудились под руководством преподавательниц Л.А. Цыбаревой и Е.Б. Ушаковой. Третий курс творил в рамках темы «Изразец», создавая  стилизации русского костюма под руководством Е.В. Матюшиной. А самым старшим девушкам с четвертого курса досталась тема «Студенческий дресс-код». Их руководителем была Л.А. Цыбарева.

Первым на подиум доверили выйти Александру Большакову. Наверное, потому, что парни на направленности «Дизайн костюма» - это большая редкость. Александр представил свою яркую коллекцию «Биоморфизм». «Идея состоит в том, чтобы из простых биологических форм создать лаконичную композицию», - отмечает студент. Его костюмы, напоминающие цветы и растения, делались из утеплителя, картона, гофрированной бумаги.

Первокурсница Яна Носова подготовила коллекцию «В центре внимания». «Меня вдохновила тема экологии, а именно – редкие цветы», - говорит студентка. Для создания платьев-цветов Яна использовала строительные пакеты, мусорные мешки и проволоку.

Снежана Решетова представила одну из самых необычных коллекций - «Призрачная таверна». Костюмы получились скорее карнавальными, с использованием самых неожиданных элементов. Например, одна из моделей носила вместо шляпы целый дом. Коллекция явно имела шутливо-мистическую направленность. «Мои призраки сами себя сделали из лоскутов одежды и картона», - объясняет Снежана.

Сложно сказать, что сильнее повлияло на концепцию коллекции  Алины Куприяновой – прошедший Хэллоуин или продолжающаяся эпидемия. Темой курсовой работы второкурсницы стал «Чумной Доктор». Было создано 3 образа – Доктор, Чума и Больная. «Мною были использованы нетканое полотно, мешковина, полиэтиленовые мешки различной плотности, медицинские маски, аптекарские принадлежности, картон. Технологии изготовления использовались разнообразные  – склеивание, сшивание, прорезание, разрывание, размачивание и т.д.», - рассказывает Алина. Костюмы выглядели впечатляюще, особенно издали. И лишь приглядевшись, можно было заметить, что воротник Чумного Доктора сделан из одноразовых медицинских масок, а в руках вместо трости он держит старую швабру.

В рамках темы «Изразец» свои курсовые работы представили три девушки. Третьекурсница Валерия Фадеева назвала свою коллекцию «Ажурный ветер». «Она основывается на народном костюме Пензенской и Вологодской губерний. Я постаралась создать нежный, воздушный образ русской девушки, любящей ажур и кружево», - поясняет Валерия. Особое внимание зрителей привлекали вязаные крючком серьги одной из моделей. «Схему серег я брала с подлинного кружева из пензенского музея», - уточняет Валерия.

Екатерина Маркина искала вдохновение в русских костюмах XIX века, но не крестьянских, а дворянских. Отсюда и использование в коллекции «богатых» материалов, которые могли себе позволить лишь обеспеченные люди – бархата, парчи, меха.  «Особенно сильно я вдохновлялась костюмированным балом в Зимнем Дворце 1903-го года. Оттуда я позаимствовала богатые коричневые оттенки и множество украшений из бисера и жемчуга», - рассказывает Екатерина.

Ирина Дёмичева при изготовлении своих костюмов использовала ситец, который нашла в бабушкином сундуке. Этот сундук и дал название ее коллекции. Ирина говорит: «Моя коллекция вдохновлена национальным костюмом русского Севера. Это подчеркивается стегаными элементами одежды».

Девушки с четвертого курса представили свое понимание темы «Студенческий дресс-код». Дарья Драгунихина при создании курсовой работы сделала упор на экологичность. Кроме того, в ее костюмах из натуральных тканей отчетливо просматриваются элементы мушкетерской моды. А некоторые пуговицы для большей красоты Дарья дорабатывала с помощью паяльника. «В основе коллекции лежит идея андрогинности и универсальности. Абсолютно любой человек может надеть эти вещи благодаря оверсайз-размеру и регулирующим застежкам», - отмечает Дарья Драгунихина.

Работа Анастасии Филипповой оказалась переполнена символизмом. Название ее коллекции -  «ТЕАR» - не просто многозначное слово, но еще и акроним, содержащий в себе английские слова «правда», «вечность», «внимание», «правила». «Название коллекции символизирует стремление к движению, ведущему к успеху», - такое объяснение дает сама Анастасия. Основные материалы, использованные студенткой, – костюмная ткань, вельвет, хлопок. Коллекция привлекает взгляд и при этом выглядит практичной.  

София Колодкина представила коллекцию «Пыльная дорога». «Название цвета «хаки» в переводе с хинди означает «пыльный». Я пошла от этой ассоциации. Идея моей коллекции состоит в использовании военной одежды в повседневном образе.  Также я  вдохновлялась силуэтом женской фигуры и стрижкой «гарсон» из двадцатых годов прошлого века», - уточняет София. Для большего ощущения «пыльности» элементы костюмов красились марганцовкой. Головные уборы, используемые в коллекции, придавали моделям дополнительное сходство с военными авиаторами.

Светлана Матряшина назвала свою курсовую работу «Неклассическая гимназия». «Я пыталась создать немножко обветшалую коллекцию. То есть, это гимназистки, которые очень давно закончили учиться, остались далеко в прошлом», - говорит Светлана. И действительно, от костюмов веяло стилем ретро.

После финального прохода с участием всех моделей старший преподаватель кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера» Е.В. Матюшина поделилась своими впечатлениями: «У нас очень талантливые студенты, они хорошо и быстро растут. Это можно увидеть на примере сегодняшнего показа. Мы начинаем с первого курса, экспериментируем с формообразованием. К третьему курсу мы уже пытаемся шить, основываясь на исторических источниках и на чем-то необыкновенно красивом. А четвертый курс готовит нам уже чисто свое видение. Некоторые студенты старшего курса явно нашли свою дорогу и, не изменяя ей, идут вперед».

 {gallery}изображения/новости/151121/1{/gallery}

Интервью аспиранта кафедры ТСМиД изданию "Деловой" .

Только представьте! Экспедиция в самую чащу леса к речному обрыву. В запылённом рюкзаке геологический молоток с полевым журналом. Пять часов поисков – и в руках мерцает редкий кристалл. Геологическая романтика окутала жизнь Ивана Лаврова, аспиранта Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Иван рассказал «Деловому» о единении с природой и провёл экскурсию по своей двухтысячной коллекции минералов.

Кристаллы зовут

– Ваня, расскажи о своих первых шагах в мир геологии.

– Меня с детства интересовали естественные науки. Ведь это то, что всегда находится рядом, вокруг нас. В пять лет я уже находил свои первые образцы, а моя крёстная помогала определять их. Тем более, родился я в Туле, где когда-то была развита добывающая отрасль промышленности. А мои дедуш­ка и прадедушка работали на шахте. Геология находится на стыке трёх дисциплин: географии, химии и физики. Многие одноклассники не любили работать с картами, находить и отмечать на них породы. А я любил и точно знал, что это мне пригодится (улыбается).

– Как ты находишь места, где прячутся минералы?

– Лучше всего искать природные выходы пород с помощью Google карт. На них отлично видны карьеры, овраги и обрывы у рек. Туда и стоит отправляться на поиски – минералы бук­вально лежат на поверхности. Конечно, можно прийти на поле у дома, но там придётся долго бурить и копать. На Урале была интересная история: дерево вывернуло бурей, а в его корнях оказались изумруды. Никогда не знаешь, где могут оказаться ценные экземпляры (улыбается). Искать можно даже ранней весной! Благодаря ручьям, омывающим землю, спрятанные породы выходят наружу. Очень хочу посетить Кольский полу­остров с его обилием и разнообразием красивых минералов. Я уже был в Тульской, Ульяновской, Калужской, Московской, Саратовской, Рязанской, Нижегородской и Тверской областях. В ближайшее время планирую съездить в Самарскую – на поиски целестина, стронцианита, кокимбита и алюминита.

– Как готовишься к экспедиции?

– Изучаю литературу по региональной геологии, смотрю геологические карты, спутниковые снимки Google. В рюкзаке всегда лежит зубило, кирка, компас и полевой журнал, где фиксирую находки. Особенно важно не забыть дождевик. Од­нажды по неопытности я взял зонт. Это была не лучшая идея (смеётся). Поднялся сильный ветер, зонт вывернуло наизнанку и унесло в неизвестном направлении. На поиски я отправляюсь одним днём и после обеда, чтобы не было росы. Приходит­ся много ходить пешком. Однажды за день прошёл более 35 км, 12 из которых – через лес. Как-то раз я нашёл конкрецию песчаниковую. Это образование в виде красноватой толсто­стенной трубы весом 40 кг. Мало того, что рюкзак порвался под её тяжестью, так я ещё нёс её на руках до ближайшего села (смеётся)!

– Что делаешь с найденным минералом?

– Определяю вид. У геологов это называется полевая ди­агностика. Для этого я беру с собой слабый раствор соляной кислоты. Он помогает определить карбонатную породу: из­вестняк, доломит. Там же я провожу и исследование по твёр­дости. В геологии принята универсальная минералогическая шкала твёрдости Мооса. Она содержит 10 минералов-эталонов с уникальными значениями твёрдости: тальк, гипс, кальцит, флюорит, апатит, ортоклаз, кварц, топаз, корунд, алмаз. У меня есть подобие карандаша, где на эпоксидной смоле закреплён кусочек минерала. Им можно провести исследование путём небольшого повреждения. Если один минерал царапает дру­гой, значит он твёрже.

– А как проводишь диагностику в лаборатории?

– Благодаря Сергею Болдыреву, ректору ПГУАС, в универ­ситете хорошо оснащена лаборатория, где постоянно попол­няются химические реактивы. Поэтому активно развивается строительное материаловедение, и диагностика проводится без труда. Например, для химических анализов нужен пла­тиновый тигель. Это дорогой материал, без которого никак. Ведь он единственный не вступает в реакцию с породами. Одним из точных методов лабораторной диагностики является микрокристаллоскопия, где по форме кристаллов минерала можно узнать его тип. А прибором термоскан можно опреде­лить количество воды и газа в образце.

– Есть ли нюансы в уходе за минералами?

– Да, есть. Подавляющее большинство образцов можно просто помыть. Проще перечислить те, которым нельзя со­прикасаться с водой. Например, окенит. Его белые иголочки моментально слипаются при контакте с водой. Мелантерит и кокимбит – сезонные минералы, которые, к сожалению, никак нельзя сохранить. Даже несколько слоёв лака не защищают их от пожелтения. Также есть отличный способ для чистки образцов с помощью ультразвуковой ванны. Погружаем минерал в ёмкость с водой, подключаем ультразвук – воз­никают очищающие пузырьки (явление кавитации). Но главный враг для коллекции – это пыль. Поэтому хранить породы лучше в индивидуальных коробочках.

Сундук с сокровищами из прошлых веков

– Часто отдаёшь находки в музеи?

– Да, особенно в местные краеведческие. Даже в Серпу­ховский геолого-минералогический музей отдал красивый пирит из кристаллов на глиняной породе. Ещё я пополняю найденными образцами кафедру геологии ПГУАС. Кстати, в музеях можно встретить единомышленников и обменяться с ними минералами. Некоторые образцы для коллекции я покупал в специализированных магазинах и на сайтах. Напри­мер, гипс и малахит с Урала, окенит из Индии, аквамарин из Забайкалья. В среднем хороший образец большого размера стоит от 2000 рублей.

– Посоветуй книги по геологии, которые были для тебя особенно полезны.

– Из научно-популярных – «Занимательная минералогия» и «Воспоминания о камне» А. Е. Ферсмана. Ещё очень нравится книга «Камень, рождающий металл» и посвящённый минера­логии иллюстрированный сайт geo.web.ru/druza. У меня есть одно небольшое хобби – коллекционирование антикварной литературы по геологии. сейчас книг около десятка. Раньше к учебникам и монографиям по этой теме подходили более от­ветственно, добавляли приложения, схемы и чертежи. Поэтому многие книги актуальны и переиздаются до сих пор.

– О чём же мечтает геолог?

– В «Горном журнале» 1858 года я прочитал статью о ред­ком органическом минерале – меллите. Его называют медовым камнем из-за грязно-жёлтого цвета и полупрозрачной структу­ры. Он находится в деревне Малевка Тульской области. Я был там уже дважды, но ничего не нашёл.  Поиски не прекращу, пока не исполню эту свою мечту (улыбается).