Почему люди становятся волонтерами? Чем приходится заниматься добровольцам, и какими навыками они должны обладать? Ответы на эти вопросы можно было получить на занятиях Школы волонтера, проходивших в нашем вузе 16 и 17 апреля 2021 года.
Строительный университет уже далеко не в первый раз проводит уроки добровольческой деятельности для школьников и студентов. Как отмечает один из главных организаторов Школы волонтера заместитель начальника управления по воспитательной и социальной работе ПГУАС Е.А. Макеева, это уже пятое мероприятие подобного плана. Цель занятий - привлечь молодых людей к добровольческой деятельности, научить их быть достойными и умелыми волонтерами.
Апрельские курсы «Vol School» посетили почти сто человек. Среди них были учащиеся Пензенского колледжа транспортных технологий, школ №№ 64 и 66, а также несколько студентов ПГУАС, только начинающих свою добровольческую деятельность.
Основные усилия по организации и проведению занятий Школы взял на себя Волонтерский центр ПГУАС. Нашим студентам помогали гости из дружественных добровольческих объединений. Например, о том, как правильно оказывать первую помощь рассказывала представительница «Волонтеров-медиков» из Пензенского мединститута.
Программа Школы состояла из шести больших блоков. Участники разделились на несколько групп, а затем поочередно проходили тематические площадки. Но перед этим все будущие добровольцы собрались вместе для предварительного инструктажа.
После напутственного слова от ректора ПГУАС С.А. Болдырева выступила руководительница Волонтерского центра нашего университета Кристина Громова. Она вкратце рассказал участникам о том, что их ждет на каждой из площадок. «Это путешествие будет для вас интересным. Мне и самой хотелось бы пройти все эти площадки вместе с вами. Ведь в этом году программа школы волонтеров кардинально изменилась и приобрела новый вкус. Все площадки взаимосвязаны, и в своей совокупности они помогут вам стать добровольцами, которые умеют работать в команде», - сказала Кристина Громова.
За два дня в Школе волонтера студенты и школьники узнали много нового. Каждая из пройденных ими площадок имела свою специфику.
Студенты из студотряда «Колорит» ПГУАС с помощью веревочных курсов помогали развивать внутригрупповую коммуникацию участников Школы, их навыки командной работы.
«Волонтеры-медики» обучали жизненно важным практическим навыкам оказания первой помощи – рассказывали и показывали, как правильно реанимировать человека, у которого остановилось сердце.
На площадке «Социальное волонтерство» Кристина Громова говорила о том, как найти мотивацию для занятия этим непростым видом добровольчества, избежав при этом эмоционального выгорания и конфликтов.
Тим-лидер Мария Жёсткова рассказывала о такой относительно молодой разновидности, как культурное волонтерство (как официальное самостоятельное направление оно выделилось только в 2015 г.). Затем в рамках квиз-игры команды составляли свои маршрутные листы, используя предложенные ведущими достопримечательности. Участники должны были презентовать и защитить свои маршруты, объяснив, почему туристам стоит посетить именно эти объекты и именно в таком порядке.
Студенты из Волонтерского центра ПГУАС Виктория Афонина и Николай Набатов помогали юношам и девушкам определить подходящую роль в команде с учетом их социально-психологических особенностей.
Юлия Потанина из ВОД «Волонтеры Победы. Пензенская область» приглашала присоединиться к этому масштабному общероссийскому движению (сейчас в нем состоит около 300 тыс. человек). Добровольцы, выбравшие для себя это направление, занимаются самыми разными делами – от написания постов в соцсетях до помощи в организации «Бессмертного полка». Участники Школы волонтеров увидели видеоролики о ветеранах и свидетелях Великой Отечественной войны, которые до сих пор живут рядом с нами. После просмотра Юлия Потанина предложила молодым людям написать письмо этим ветеранам с добрыми пожеланиями для них. «Вы – последнее поколение, которое имеет возможность пообщаться с участниками Великой Отечественной», - отметила Юлия.
Апрельская Школа волонтера ПГУАС успешно завершилась. Многие из ее участников, как минимум, заинтересуются добровольческой деятельностью. А некоторые наверняка сами станут волонтерами, выбрав для себя подходящее направление.
{gallery}/изображения/новости/190421/1{/gallery}
15 апреля 2021 г. в нашем университете проходило интеллектуальное состязание, участниками которого стали студенты ПГУАС и учащиеся пензенских коллежей. Для победы в игре «Эрудит» команды должны были проявить не только обширные знания и гибкий ум, но и незаурядные тактические способности.
Читальный зал второго корпуса ПГУАС уже не в первый раз принимает у себя интеллектуальную игру «Эрудит». Но команды здесь каждый раз состязаются разные. 15 апреля в соревновании приняли участие студенты Пензенского колледжа транспортных технологий, IT-колледжа и колледжа архитектуры и строительства. Четвертую команду выставила на турнир принимающая сторона – ПГУАС.
Участники игры по одному входили в читальный зал, в то время как их имена объявлял один из главных организаторов мероприятия С.Н. Алёнкин, специалист по работе с молодежью ЦКиМП. В каждой команде было по 5 человек, считая капитана.
Членами жюри выступили Анастасия Клёшина, председатель студенческого профкома ПГУАС и Анастасия Стрельцова, председатель студенческого клуба. Им в этот день тоже пришлось проявить и интеллект, и внимательность. Ведь в расчетах игровых баллов можно было легко запутаться, притом что судьям нужно было еще и следить за игроками - кто первым поднял руку, не было ли жульничества и подсказок и т.д.
Соревнования длилось суммарно около 3 часов. То есть, это было еще и испытание на выносливость. К счастью, организаторы «Эрудита» облегчили жизнь игрокам, предусмотрев для них перерывы после каждого этапа - с чаем, угощениями и музыкальными номерами. Свои песни для участников исполняли талантливые студентки строительного университета.
Перед началом соревнования к командам обратился ректор ПГУАС С.А. Болдырев: «Мы очень рады, что вы участвуете в таких мероприятиях. У молодежи сегодня имеются разные стремления. А если у молодого человека есть какая-то инициатива, неважно какая, - он с ней сможет горы свернуть. Перед ним открыты все дороги. И мы очень рады, что молодых людей, которые к чему-то стремятся, становится все больше и больше. А главное – вы входите в их число». Ректор пожелал учащимся колледжей, чтобы стены ПГУАС стали для них такими же родными, как и для студентов этого вуза. «Мы вас всех ждем к себе», - сказал Сергей Александрович.
Автор и ведущий игры «Эрудит» Игорь Николаевич Утемишев, приветствуя участников, пообещал, что вопросы в этот раз подготовлены не очень сложные, зато касаться они будут самых различных областей знаний. «Очень хочу, чтобы эта игра стала для вас, в первую очередь, возможностью познакомиться друг с другом. Думаю, что с этого дружеского соревнования продолжатся ваши контакты и на других мероприятиях», - сказал И.Н. Утемишев. Также он пожелал игрокам получить заряд бодрости и оптимизма, а также по возможности блеснуть знаниями.
***
Сама игра «Эрудит» зародилась в 90-е годы прошлого века, когда И.Н. Утемишев работал учителем в Вадинском районе. С той поры за двадцать с лишним лет Игорь Николаевич провел около 200 соревнований, в которых поучаствовали самые различные коллективы. Игра получила хорошую проверку временем, ее процесс устоялся, а правила отточились.
Общая схема выглядит так: все команды участвуют в пяти этапах конкурса. Две лучшие команды встречаются в финале.
Суть всех этапов игры была примерно одинаковой: нужно правильно отвечать на вопросы ведущего, причем самостоятельно, без использования каких-либо гаджетов. Но каждая часть «Эрудита» имела свои особенности, которые делали игру увлекательнее. Например, во время разминки ведущий задавал очень легкие вопросы. На втором этапе «Гонка за лидером» задания стали посложнее, а за неправильные ответы участников начали штрафовать. Во время третьего конкурса вопрос был только один (ведущий попросил перечислить все существующие города-герои), а игроки должны были дать на него как можно больше правильных ответов.
Примерно с четвертого этапа игры, который назывался «Удачный выбор», стало окончательно понятно, что одной эрудиции для победы мало. Нужно было еще выработать грамотную тактику. Например - «Не знаешь сам - утопи другого». Для такой тактики нужно было выбирать из трех категорий вопросов самую сложную, дающую больше всего баллов. Даже если команда в итоге не находила правильный ответ и теряла несколько очков, она могла передать этот заковыристый вопрос сильному сопернику -правила это позволяли. Имелись высокие шансы, что и конкурент не знает ответа, и потому тоже потеряет баллы.
Большое значение во время игры имел и фактор удачи. Часто бывало так, что какой-либо команде просто везло, и ей доставался легкий вопрос. А еще на этапе «Удачный выбор» некоторые правильные ответы давали вдвое больше баллов.
К середине игры стало понятно, что ни про одну из команд нельзя было сказать, что у нее хороший или плохой кругозор. Багаж знаний у всех участников был просто разным - не по уровню, а по содержанию. Кто-то знал одно, кто-то другое. Зачастую то, что ведущему или зрителям казалось элементарным, участникам команд оказывалось абсолютно неведомо. И наоборот.
Случались во время игры и курьезные ситуации. К примеру, на вопрос о стропальщиках не смогли правильно ответить ни представители строительного университета, ни команда строительного колледжа. Хотя казалось бы. Зато на этот вопрос ответили игроки из IT-колледжа. Откуда будущие программисты вообще узнали слово «стропальщик» - загадка.
***
К пятому этапу «Аукцион» в игре определились два лидера - команды ПГУАС и IT-колледжа. Но, как показали события, почивать на лаврах им было еще рано. Дело в том, что на этом этапе игроки сами выбирали стоимость вопроса: кто больше баллов поставит, тот и будет отвечать. Благодаря таким правилам, выигрыш мог принести очень много очков. Зато неверные ответы способны были полностью «разорить» команду, сведя количество ее баллов к нулю.
На этапе «Аукцион» представители ПГУАС играли активно, но неровно - иногда отвечали правильно, иногда ошибались. Из-за этого студенты чуть было не растеряли свое преимущество. Выйти в финал команде ПГУАС помог верблюд Пржевальского. Именно этого зверя изваяли у подножия памятника великому русскому путешественнику в Петербурге. Представители строительного университета пошли ва-банк, поставили все свои оставшиеся баллы, а затем сумели правильно ответить на вопрос: «Кто изображен под бюстом Пржевальского»? Благодаря этому, путь в финал был открыт.
События последнего этапа игры «Эрудит» происходили как в хорошем фильме - все решалось буквально на последнем вопросе. Команды ПГУАС и IT-колледжа шли практически вровень. Но верный ответ на последний, пятнадцатый вопрос сумели найти все-таки представители строительного университета. Они смогли угадать по описанию ведущего историческую личность. «Гагарин!» - сказали студенты ПГУАС, и своим ответом завоевали победу. И это было особенно приятно, ведь в прошлом году команда нашего вуза заняла последнее место в игре «Эрудит».
Соревнование стало отличной тренировкой для мозгов. Все участники получили от организаторов памятные призы.
{gallery}/изображения/новости/190421/{/gallery}
9 апреля 2021 г. в гостях у ПГУАС побывали учащиеся нескольких пензенских школ. Волонтеры нашего университета подготовили для ребят викторину под названием «Мы - здоровое поколение».
«Единственная красота, которую я знаю, это здоровье». С данного высказывания Генриха Гейне начиналась викторина для пензенских школьников.
Эта фраза могла бы стать девизом для многих мероприятий, подготовленных волонтерами ПГУАС за последнее время. Например, 7 апреля, добровольцы вместе с первокурсниками инженерно-строительного института провели флешмоб в честь Всемирного дня здоровья. У ребят получилось нечто среднее между танцем и зарядкой под музыку.
А 9 апреля состоялось дружеское соревнование школьников «Мы – здоровое поколение». Викторина проходила в рамках всероссийской профилактической акции «Дети России-2021», направленной на предупреждение распространения наркомании среди несовершеннолетних. Впрочем, мероприятие, подготовленное Волонтерским центром ПГУАС, было несколько шире по своим задачам и касалось сразу нескольких аспектов здорового образа жизни, а не только наркотиков.
Викторина получилась довольно массовой. В ней приняли участие около 60 старшеклассников из школ №№ 18, 64, 66 и 69. Было очень непросто сначала собрать всех этих энергичных юношей и девушек в одной аудитории, а потом еще и поддерживать среди них относительный порядок. Но волонтеры справились в этой задачей.
Школьники разделились на несколько команд и устроились за своими столами. Там для них уже были приготовлены материалы, необходимые для выполнения заданий викторины. Руководитель Волонтерского Центра ПГУАС Кристина Громова пожелала всем участникам, чтобы в их соревновании победила дружба. Впрочем, допустила она, среди команд может проявиться и очевидный лидер.
Перед основной частью викторины с ребятами побеседовали о том, что такое здоровье, а затем показали ролик о вреде куренья. После начались задания. Все конкурсные испытания так или иначе касались темы здоровья. Например, командам нужно было написать на бумажных «сотах» как можно больше понятий, связанных со здоровым образом жизни, а затем вклеить эти фрагменты в общий «улей». Школьники так рьяно взялись за дело, что чуть не повалили флипчарт, на котором был нарисован этот условный «улей».
Другие задания были связаны непосредственно с практикой здорового образа жизни. К примеру, командам предлагалось рассчитать оптимальную диету для спортсменки. Нужно было компенсировать все энергозатраты от ее тренировок правильно сбалансированным обедом. При этом задание усложнялось дополнительными условиями: спортсменка любит мороженное и непременно его закажет, а тренер девушки рекомендует ей употреблять продукты с большим содержанием белка. Командам нужно было учесть в своих расчетах эти рекомендации и предпочтения и составить для спортсменки идеальную диету.
Заданий в подготовленной для школьников викторине было довольно много. Старшеклассники составляли слова из предложенных букв, искали названия овощей и фруктов в буквенном массиве, готовили и защищали свои мини-проекты по здоровому образу жизни.
После соревнования студенты ПГУАС рассказали школьникам, каким образом можно стать волонтером и как самим начать участвовать в мероприятиях университета.
{gallery}/изображения/новости/140421/1{/gallery}
Ежегодный внутривузовский конкурс «Группа номер один» проходил в ПГУАС в течение нескольких дней и завершился 13 апреля 2021 г. Финальную часть соревнований зрители и болельщики могли увидеть в актовом зале блок-вставки.
В этом году конкурс на право называться самой лучшей группой в университете проходил в непростых условиях. В эти апрельские дни многие талантливые студенты готовились к другому важному мероприятию - «Студенческая весна». Поэтому честь своих факультетов в конкурсе «Группа №1» защищали в основном первокурсники. Забегая вперед, скажем - ребята отлично справились со своей задачей.
До финального дня соревнования добрались только четыре команды – от Инженерно-строительного института, Института инженерной экологии, факультета «Управление территориями» и Архитектурного факультета. На предварительных этапах они успешно справлялись с различными заданиями, проявляя сплоченность, креативность и хорошую эрудицию. Студенты поучаствовали и в акциях социальной направленности: они собирали книги для отправки в республику Крым, убирали территорию нашего университета, проводили опрос среди жителей Пензы, организовывали викторину на тему экологии и т.д. А 13-ого апреля командам предстояло выступить на сцене с демонстрацией своих творческих талантов и способностей к импровизации.
Для первого конкурсного задания студентам нужно было снять видеоролик о себе и своей группе. Впрочем, одна из команд вместо этого сделала видеопрезентацию. Большинство роликов получились на удивление качественными. Студенты непременно старались добавить в клипы что-то необычное. Одна команда сумела задействовать в съемках своих преподавателей, другая использовала пиротехнические эффекты.
В этих коротких роликах ребята рассказывали о себе и своих товарищах, демонстрировали моменты учебы и отдыха, шутили, танцевали, просто дурачились на камеру. Наверное, при въедливом анализе видеозарисовок можно было определить, какую из групп следует назвать лучшей. Но вообще эти ролики не кричали о себе: «Я здесь номер один!» Вместо этого они создавали особое настроение. Зритель очень быстро понимал, что студенческая жизнь – это весело и прекрасно, и нет ничего лучше времени, проведенного рядом с друзьями в родном университете. И пусть льет горькие слезы тот, кто на беду свою не является студентом.
Второй конкурс финального дня соревнований стал проверкой уровня знаний участников. Ведущая испытывала осведомленность студентов в самых разных сферах – от правил внутреннего распорядка ПГУАС до истории России. Вопросы формулировались так, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет», а участники поднимали соответствующие таблички. После каждой ошибки команда теряла одного игрока. Победителем становилась группа, дольше остальных продержавшаяся на сцене.
Третий конкурс назывался «Сюрприз». Неожиданность здесь заключалась в том, что команды не знали сути испытания вплоть до самого выхода на сцену. Поэтому студентам приходилось проявить находчивость и мастерство импровизации.
А задание заключалось в следующем: ведущая конкурса Анастасия Стрельцова играла роль очень строгой преподавательницы, которая не пускает своих студентов на репетицию «Студенческой весны». Участники команд должны были переубедить своего несговорчивого педагога и все-таки попасть на «Студвесну».
Уговоры походили достаточно предсказуемо. В ход шло все: и рациональная аргументация, и шантаж, и попытки обмана, и обещания награды, и «пожалуйста-пожалуйста». Анастасия Стрельцова стояла на своем: какая еще «Студвесна», идемте на занятия. Уговорить строгую преподавательницу удалось только после того, как один из студентов назвал ее «целомудренной девушкой». Это был неожиданный ход, и он почему-то сработал. Студенты услышали долгожданное: «Ладно, отпускаю», после чего настала очередь следующей команды проходить это же испытание.
По обобщенным результатам всех соревнований победу в конкурсе «Группа №1» одержала команда Института инженерной экологии, а именно группа 20ТБ1.
{gallery}/изображения/новости/150421/{/gallery}
9 апреля 2021 г. в ФОКе ПГУАС состоялся спортивный праздник, во время которого студенты и школьники сдавали нормативы ГТО. Мероприятие проходило в рамках первого этапа межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции «Дети России-2021».
«Значок ГТО на груди у него». Более 20 лет эти строки стихотворения Маршака являлись анахронизмом, малопонятным словосочетанием. Очень немногие из детей, рожденных в девяностые годы, могли внятно объяснить, что такое ГТО и зачем носить значок с этими буквами. Комплекс спортивного воспитания «Готов к труду и обороне» был разрушен в 1991 году вместе с Советским Союзом. Но с 2014 года система ГТО была восстановлена. Фраза «Готов к труду и обороне» вновь обрела смысли популярность.
В пятницу, 9 апреля, в ФОКе ПГУАС собрались 165 юношей и девушек, желающих испытать свои силы в спорте. Участниками мероприятия в большинстве своем были студенты ПГУАС. К ним присоединились 13 учащихся IT-колледжа, а также 7 человек из школ №№ 18 и 64. Дело в том, что основная масса школьников сдавали нормы ГТО осенью, и в весеннем спортивном мероприятии принимали участие те немногие, кто опоздал или не смог продемонстрировать свои навыки в обычное время.
В качестве судей и организаторов спортивного мероприятия выступили преподаватели ПГУАС, и не только они. А.И. Семенов, старший преподаватели кафедры «Физическое воспитание» ПГУАС уточняет: «Мы пригласили для судейства специалистов из центра тестирования ГТО. К нам приехал и председатель комитета по физкультуре, спору и молодежной политике Пензы В.В. Чесноков».
В своей речи на церемонии открытия ректор ПГУАС С.А. Болдырев положительно оценил возвращение нормативов ГТО в традиционную практику спортивного воспитания в России. «Мы очень рады тому, что у нашей молодежи появилась возможность получить «прививку» здорового образа жизни», - сказал он. Ректор пожелал всем участникам удачи в спортивных испытаниях.
Ведущие торжественной церемонии открытия напомнили об истории создания комплекса ГТО, а также рассказали о современном состоянии этой инициативы. «На данный момент к движению присоединились 13,5 млн. человек. И сегодня мы тоже примем участие в сдаче ГТО. Пора сдавать нормативы!», - после этих слов ведущих заиграл российский гимн, и спортивный праздник начался.
ФОК ПГУАС без проблем вместил почти две сотни участников и болельщиков. Однако для того, чтобы спортсмены не мешали друг другу, площадки ГТО были распределены по двум этажам здания.
Для получения вожделенного значка студентам и школьникам нужно было сдать от 7 до 9 нормативов минимум. Четыре испытания были обязательными: это спринтерский бег, бег на длинные дистанции, подтягивания или рывок гири, наклон вперед на гимнастической скамье. Список испытаний по выбору был шире. Он включал в себя челночный бег, прыжок с разбега или с места, метание спортивного снаряда, стрельбу, самозащиту без оружия, плавание, турпоход, бег на лыжах и т.д.
В зависимости от результатов, спортсмены зарабатывали право на получение бронзового, серебряного или золотого значка ГТО. Для юношей и девушек предусмотрены немного разные нормативы. При этом отличия между золотым и серебряным результатами зачастую были очень существенными. Например, для получения серебряного значка ГТО требовалось сделать минимум 25 рывков 16-килограммовой гири. А чтобы заслужить «золото», таких рывков нужно было сделать 43.
С другой стороны, золотой значок ГТО дает приятные привилегии его обладателю. Для работающего человека это 3 дополнительных дня к ежегодному отпуску. А для школьника это несколько бонусных баллов при поступлении в вуз. Так что «золотая» победа стоила того, чтобы ради нее постараться.
Помимо самого значка, студенты ПГУАС, продемонстрировавшие лучшие результаты, будут награждены еще и от вуза.
Планируется, что весенняя сдача норм ГТО станет традиционной для нашего университета. Тем более, что это очень удобно, ведь почти все спортивные испытания, необходимые для получения значка, можно пройти на спортплощадках нашего вуза.
{gallery}/изображения/новости/130421/{/gallery}